logo search
Ответы ГОС 2013

39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.

Редактирование - многозначное понятие, в нашем случае составная часть издательского процесса, содержанием ко­торой является творческая работа редактора (обычно вместе с автором) над текстом произведения в целях подготовки его к на­бору и выпуску в соответствии с литературными и иными требо­ваниями и нормами.

Основной задачей редакторского анализа текста является его изучение/исследование и оценка с целью подготовки рекомендаций автору по возможному улучшению, то есть доработке (переработке) материала.

Редакторский анализ предполагает расчленение объекта исследования на части, это прогностическое исследование того, как будет функционировать произведение при прочтении его аудиторией, как оно должно функционировать в идеале, каково его общественное назначение. Специфика редакторского анализа вытекает из свойств текста как объекта редакторского анализа.

Текст – это целостное речевое произведение, последовательность предложений, слов, построенное согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующее сообщение.

1.Логический анализ текста необходим на всех стадиях работы над произведением. Если логическая строгость текста нарушена, то суждение о нем вынести затруднительно. Логический анализ основывается на двух операциях: 1. мысленное деление текста на части; 2. исследование связей между смысловыми единицами текста.

Проверить правильность логических связей между частями текста помогают следующие приемы:

1. Выделение суждений и свертывание их до простых.

2. Соотнесение однородных членов предложения с обобщающим словом или между собой.

3.Выделение логически акцентирующих слов (указательные, усилительные, определительные частицы: именно, как раз, только, даже, исключительно; двойные соотносительные союзы: не только, но и, так как).

2.Методика и навыки редакторского анализа композиции. Композиция должна соответствовать содержательной задаче произведения, подчиняться логике типа построения текста и должна быть логически безупречна. Читая текст неразделенный на части, редактор должен составить его план. При анализе и оценке произведения необходимо пользоваться рабочим оглавлением. Мыслительный план и рабочее оглавление – это технические средства анализа текста.

Анализ начинается с проверки соответствия композиции содержательной задаче текста. Затем анализируется композиция текста с точки зрения ее типа (описание, повествование, рассуждение). Далее - процесс осмысливания логичности композиции.

Анализ плана рукописи – один из этапов композиционного анализа. Делится на два этапа: 1. составление плана рукописи; 2. Составление плана, который включает рекомендации композиционного изменения.