10. Отечественные сми периода «Оттепели»
1) Общее положение в стране. «Оттепель» - одноименное название повести Эренбурга. На ХХ съезде КПСС по закрытой части (14-25 февраля 1956 г) Хрущев прочел доклад о культе личности Сталина. Общество было расколото на два лагеря: за и против Сталина. Для периода оттепели характерны как консервативные, так и прогрессивные движения.
Одно из них – «шестидесятники». Это антисталинисты, но не антисоциалисты. Смерть Сталина приведет к торжеству ленинских социалистических идеалов. 1957 г. – международный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
Сокращается список «запрещенных» книг, цензура сохраняется, но смягчается. Увеличивается зона критики. Стали подниматься нравственные проблемы. Период оттепели – это период научных достижений СССР. «Золотой век советской науки и техники». Политика Хрущева была очень непоследовательной. Оттепель была обратима. Период застоя – тому подтверждение. Десталинизация затрагивала только личность Сталина. В правильности курса партии нельзя было усомниться.
2) Печать. Отмечается рост как количества изданий, так и их тиражей. ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий, новых видов прессы. В середине 50-х – 60-х гг. вышли «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», «Советская авиация», «Московские новости» на нескольких языках, республиканская газета «Советская Россия».
«Советская Россия», вышедшая 1 июля 1956 г. как ежедневный орган Бюро ЦК КПСС по РСФСР, сразу четко определила свою программу. В газете нашли отражение те новые тенденции в общественно-политической, экономической, социальной жизни страны, которые возникли после XX съезда КПСС. Соперничество с газетами, имевшими многолетний опыт общения с аудиторией, привело к удачным творческим находкам, формированию тематической и жанровой специфики «Советской России». С первых номеров внимание читателей привлекли разделы «Годы и люди», «Любовь моя, Россия», «С блокнотом по РСФСР», «Таланты России» и др.
Во второй половине 50-х и в 60-е гг. были созданы такие центральные журналы, как «Вопросы истории КПСС», «Партийная жизнь», «Агитатор», «Молодая гвардия», «Москва», «Ленинград», «Нева». После длительного перерыва возобновилось издание журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент». В 1960 г. в стране насчитывалось около 4 тыс. журналов и различных изданий журнального типа с годовым тиражом свыше 770 млн. экз. «Правда» и «Известия» по-прежнему центральные издания.
Происходит оживление рабселькоровского движения, увеличилось количество рабкоров с высшим образованием. Это связано с надеждой людей на перемены. К формам организационно-массовой работы добавляется анкетирование. Впервые оно было проведено «КП» на тему «Что ты думаешь о своем поколении?». Родоначальниками анкетирования считаются Грушин и Чикин. Анкетирование подразумевало пропагандистки, идеологически заданную линию.
Также проводится организация общественных приемных. Активным организатором этой формы массовой работы становится Алексей Аджубей, - главный редактор «Известий». Этот человек, придя в редакцию «Известий», старался сделать газету реально популярной. Для этого он улучшил условия труда, пригласил к сотрудничеству талантливых журналистов, придумал вечерний выпуск «Известий», создал первое иллюстрированное воскресное приложение к «Известиям» - «Неделя», начал публиковать броские заголовки, много фотографий, ввел рубрику «гость номера». Т.о. С его помощью тираж газеты возрос от 400 тыс. экз. до 8 млн. – в 20 раз.
3) Радио. Теперь радиосеть охватывала всю страну.
1962 г. – появляется радиостанция «Юность», рассчитанная на молодежь. Была весьма популярна. 1964 г. – радиостанция «Маяк». Появляется новый формат вещания – 5 минут новостей, 25 минут музыки. Радио СССР глушило «вражеские голоса». Маяк вещал на их частоте.
4) ТV. ТВ принимает массовый характер – 60е – «Золотой Век» ТВ. Вещание шло в прямом эфире. Партия уделяла большое внимание развитию ТВ, жестко его контролируя. Т.к. ТВ - такой же инструмент партии, как и др. виды СМИ. Появляются развлекательные передачи: КВН 1961; «Вокруг Света»; «Здоровье»; «Клуб Путешественников».
5) Информационные Агентства. ТАСС – монополист в сфере ИА. Растет сеть его корреспондентов. Главная их задача – сбор и распространение информации. ТАСС входит в 5 лучших ИА мира. Его клиенты – не только СССР, но и Запад, страны 3го мира. В 1961 г. – на базе Совинформбюро организуется АПН – Агенство Печати «Новости».
Различия ТАСС и АПН:
Учредитель ТАСС – государство. Главная задача работы агентства – быстрая, оперативная информация.
АПН – это общественная организация, но фактически, подчиненная партии. Главная его задача – осмысление, интерпретация информации. АПН способствовала дружбе народов и созданию положительного имиджа СССР за рубежом.
Негативные последствия:
- цензура по-прежнему существует;
- печать – орган партийной политики, СМИ встроены в партийную систему;
- идеологическая война с кап.государствами - ограниченность содержания СМИ;
- остается принцип классового подхода;
- организационно-массовые работы вместо информационного подхода, как на Западе.
Положительная сторона:
- смягчение цензуры;
- увеличение зоны критики, описание в СМИ настоящего положения дел в стране;
- стали подниматься нравственные проблемы;
- рост изданий и тиражей;
- появление новых видов прессы;
- появление нового формата вещания на радио;
- развитие ТВ вещания;
- новые формы работы с читателями.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.