logo
fedotova_tipsmi

11.2. Очерк

Очерк – художественно-публицистический жанр журналистики, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.

Очерк как жанр журналистики имеет сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художе­ственной литературы (наглядность и образность описания), а с другой — публицистики (опора на факт, реальные события подача их в социальном заострении, актуализация проблемы) и науки (исследование общественных отношений и проблем, рассмотрение социальных сторон деятельности личности, выявление объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации). Соответственно автором создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Подчеркивая специфику очерка Е. И. Журбина говорит о том, что «особенность художественности очерка... состоит в том, что публицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изобразительные моменты»75. Очерковый образ сосуществует с публици­стической мыслью. Художественный метод помогает ав­тору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного и поверхностного, дает возможность выя­вить суть человеческой личности.

А.А. Тертычный замечает в этой связи, что «преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит, прежде всего, от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуа­ция, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художе­ственный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого че­ловека, в том числе и героя очерка»76.

В очерке достоверная и убедительная картина действительности создается с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий.

Художественно-публицистический образ отличается от литературного своей четкой ориентацией на определенную авторскую идею, обусловленностью этой идеей. Авторская задача в нем просматривается ясно и определенно.

Повествование в очерке ведется от лица биографического автора, то есть от лица реально существующего журналиста.

В очерке существенную роль играет домысел. Образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию, когда автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле).

Выделяют следующие типы композиционных очерковых структур77:

Хроникальное построение очерка (описание явлений, со­бытий, человеческой жизни в их временной последовательности). В данном случае очерк выстраивается исходя из последовательной сме­ны различных периодов, эпизодов и действий. Существует прямая и сме­щенная хронология.

При прямом хронологическом отображении автор развора­чивает повествование, последовательно описывая наиболее зна­чительные моменты из жизни героя – в портретном очерке или последовательно разворачивая перед читателями дневник путешествия – в путевом очерке. Незначимые периоды опускаются, не нару­шая хронологического принципа описания. Чтобы повысить динамику повествования, в основу хронологического очерка может быть по­ложен ярко выраженный событийный ряд, за развитием которого чита­телю было бы интересно следить.

В хронологическом портретном очерке, как подчеркивает Т.А. Беневоленская, «очеркиста всегда подстерегает опасность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенсацион­ными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб глав­ному, основному — раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социального лица, без чего нельзя пред­ставить социальную роль героя — его профессию, его дела»78. Увлекшись развитием сюжета, авторы порой забывают донести до читателя мысли героя, собственные размышления по поводу описываемого события.

Описание при помощи смещенной хронологии применяется, когда очеркисту необходимо ускорить или замед­лить ход повествования. В очерках со смещенной хронологией, например, рассказывая о делах человека в настоящем времени, автор может обратиться к его прошлому, используя как связки в тексте собственные мысли, ассоциации, воспоминания свои или героя очерка. Для воссоздания ог­ромного периода из жизни героя используется прием быстрой смены эпизодов.

– Построение, основанное на логике причинно-следствен­ных связей (очерк-исследование). В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика ис­следования. Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями действительности или исследуя внутренний мир своих героев, мотивы их поведения и т.п., автор строит произведение согласно логике развития своей мысли.

В зависимости от того, что высту­пает предметом мысли, Л. М. Майданова79 выделяет три типа логической схемы: описательную логи­ческую схему, логическую событийную схему и соединяющую логическую схему.

В описательной логической схеме предметом анализа является некий ведущий признак, отличающий человека от всех остальных, а повествование строится на аргу­ментации выдвинутого тезиса, завершающегося выводом.

В логической событийной схеме предметом ана­лиза «становится событие, в котором автор также выделяет главную в данной ситуации и в данной концепции черту и через связь с ней вводит остальные признаки».

В третьем типе логической схемы — соединяющем — со­бытие и явление выступают на правах иллюстраций основного тезиса.

Опасность для журналиста заключается в том, что порой, увлекшись своими мыслями, он забывает об образном насыщении материала, и тогда вместо очерка получа­ется статья. Чтобы избежать этой опасности, можно использо­вать в качестве своеобразных логических мостиков различные исторические параллели, контрастные сопоставления и т. д.

Эссеистская, свободная форма построе­ния, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элемен­ты обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшим многообразием употреб­ляемых композиционных приемов и средств.

Этот тип очерковой структуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а по­тому и самый распространенный, соединяет в себе элементы первого и второго типов, а также множество других форм. «Движение мысли соединяет­ся здесь картинкой или эпизодом, лирические и философские раздумья с элементами острой фабулы. Это вольная цепь ассо­циаций по сходству и близости мыслей, образов, мотивов, бли­зости по времени и пространству»80.

Основная трудность в выстраивании ма­териалов такого рода заключается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разнородные содержательные элемен­ты.

Современному очерку свойствен документально-информационный подход, часто — в ущерб художественности. Часто журналисты, создавая портрет известного публике или, напротив, нового лица, ограничиваются кратким изложением био­графии или описанием карьеры и некоторых деловых характеристик. А.А. Тертычный объясняет это тем, «что исходный материал, т.е. фактические со­бытия, о которых сообщает очеркист, часто настолько драмати­чен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художе­ственной переработке исходной информации нередко становится излишней»81.

Виды очерка: портретный, проблемный и путевой.

В портретном очерке предметом изображения является личность, заинтересовавшая журналиста в силу своих наиболее типичных или наоборот ярких, нетипичных, индивидуальных характеристик.

Приведем пример портретного очерка.