logo
fedotova_tipsmi

К ультура, религия и традиции в современном мире

Вероятно, не было и нет на свете такого народа, который не гордился бы своей культурой, не стремился бы сохранить свои традиции. Можно возразить, что история знает немало примеров, когда новые владыки пытались в прямом и переносном смысле откреститься от прежних богов и создать новых, по своему образу и подобию. Действительно, история человечества начиная со времен античности и кончая сегодняшним днем представляет собой непрекращающуюся череду идеологических, мировоззренческих, эстетических, этических, богословских, политических, философских битв и споров, где каждая сторона ожесточенно пытается разрушить прежний миропорядок и водворить свой. Петр Первый каленым железом вытравлял «посконный дух» на Руси, насаждая европейские приоритеты; католики не сомневались в своей правоте, учинив резню гугенотов в Варфоломеевскую ночь; первые христиане не задумываясь уничтожили прекраснейшие произведения античного искусства, восставая против язычества; философ, поэт и ученый Джордано Бруно за свои научные убеждения был обвинен в ереси и сожжен, так и не убедив своих преследователей в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот… Продолжать перечисление мировоззренческих столкновений можно до бесконечности. И тем не менее эта столетиями длящаяся игра приоритетов в конечном счете органично укладывается в емкое понятие культуры, ибо именно таков путь ее развития и залог разнообразия. В противном случае она была бы лишь сводом косных догм. Говорят, в споре рождается истина. Но что есть истина? Этот вопрос, некогда обращенный Пилатом к Христу, до сих пор остается без ответа. Вероятно, частная истина у каждого своя (кто сказал, что истина лишь одна?), но существуют и вечные, неиссякаемые и нетленные истины и ценности, одни на все времена и для всех народов, – это красота, вера, добро. Безусловно, в каждом уголке земного шара и в разные эпохи в эти понятия вкладывается свой смысл (что тоже вечно служило яблоком раздора). Так, если в античном мире красота обнаженного человеческого тела вызывала восторг и преклонение, в Средние века оно воспринималось как нечто безобразное, постыдное, богомерзкое. Известен исторический анекдот, согласно которому один стыдливый кардинал повелел надеть «штаны» на обнаженные фигуры на знаменитой фреске Микеланджело «Страшный суд».

Д арья Костикова

«В мире науки» февраль 2006 года

Дадим определения еще некоторым художественно-публицистическим жанрам, встречающимся на страницах современных СМИ.

Пародия высмеивает отдельных личностей (политиков, артистов и др.) и явления (произведения литературы, способ мышления и др.), спе­циально имитируя их. Качество пародии часто зависит от точности в по­вторении нюансов пародируемого явления.

Шутка – это предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Обычно шутки включаются при необходимости в текст в качестве его фрагмента, но иногда бывают и самостоятельным жанром. В отличие от других жанров журналистике фактическая основа материала здесь может быть полностью выдуманной в целях развлечения и розыгрыша читателя.