6.4. Работа с источником информации
Свободная ориентация в информационной среде - один из основных показателей высокого профессионализма журналиста. Безусловно, есть люди и организации, готовые информировать журналиста и заинтересованные в публикации сведений о себе и своих действиях, но зачастую их активность оставляет желать лучшего, а негативную информацию они попросту скрывают.
К основным способам информирования журналистов о происходящих событиях относятся брифинги, презентации, пресс-конференции, пресс-туры, пресс-релизы, пресс-киты и другая сопутствующая мероприятию информация, экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в редакцию от пресс-секретарей или пресс–служб различных организаций, сообщения информационных агентств. Как правило, по этим каналам распространяются анонсы или информационные продукты «общего назначения», написанные без учета специфики того или иного издания. Поэтому зачастую они представляют для журналиста сырой материал, нуждающийся в обработке.
Самые распространенные источники информации для журналистов – представители органов власти, а самые закрытые – коммерческие организации. По данным комиссии по свободе доступа к информации (российский правозащитный фонд) около 80 % журналистов систематически обращаются за сведениями к представителям различных ветвей власти.
Получить информацию негативного характера о деятельности организации и должностных лиц значительно сложнее. Для этого опытнее журналисты создают сеть информаторов – людей, обладающих высоким уровнем информированности и готовых к сотрудничеству со СМИ.
Источником информации для журналиста выступает предмет реальности, контакт с которым пополняет сознание корреспондента новыми данными об этой реальности. Выделяют три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещественная среда.
Документ: 1) материальный носитель записи, с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве; 2) официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. Для журналиста одинаково значим и личный дневник, и фотографии, сделанные участником события и официальная бумага, сообщающая о чем-то, представляющем для общественности несомненный интерес. И то и другое для журналиста является документом.
Человек – центральное звено информационной среды. Это свидетель и участник происходящих событий и потому знающий о них больше, чем другие; носитель информации о себе, о своем субъективном мире; и транслятор информации, полученной от других.
Работать с людьми как источниками информации интереснее, но и сложнее всего. Человек может в зависимости от настроения, своих убеждений («Я не люблю журналистов и никогда с ними не разговариваю») или просто тяжелого душевного состояния, что называется «не открыться» вообще, или не захочет разговаривать на интересующую журналиста тему. В общем, при разговоре нужно учитывать интересы личности, ее направленность, способности человека, его возможности. Подробнее том, как «разговорить» собеседника пойдет речь ниже.
Предметно-вещественная среда – обстановка, которая окружает человека. Сведения из этого источника информации собираются журналистом, как правило, в утилитарных целях и становятся эмпирическим фактом для общих выводов. Предметно-вещественная среда может быть источником информации о жизни человека, его вкусах, пристрастиях. Иногда она даже становится самостоятельным героем целого цикла передач. В этой связи можно назвать «Вещи века» на НТВ. До какой-то степени окружающая обстановка является «героем» такой передачи как «Квартирный вопрос».
Приступая к работе с источниками информации, журналист решает три главные проблемы: выбор источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений.
Для правильного выбора источника информации целесообразно ответить на ряд вопросов:
Какая организация занимается вопросами, которые интересуют корреспондента?
Кто является ключевыми фигурами?
Кто может дать исчерпывающую и точную информацию?
Слухами как источником информации можно пользоваться, предварительно обезопасив себя необходимыми познавательными процедурами:
найти источник слуха;
переспросить у источника, так ли это на самом деле;
в случае отказа подтвердить слух - поискать другой источник, способный дать подтверждение;
договориться о том, что если редакции будет предъявлен иск, то источник слуха явится в суд и подтвердит изложенные сведения.
В любой другой ситуации и редакция и журналист берут на себя всю возможную ответственность.
Анонимная информация может быть использована, если хотя бы еще один источник ее подтвердит32.
Закон о СМИ и этические кодексы журналистов регламентируют правила поведения и этические нормы в работе с источниками информации.
Не следует:
представляться работником другой профессии (особенно, если эта профессия связана с жизнью и здоровьем других людей)
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 ;запугивать собеседника;
советовать, давать рекомендации;
обещать «разобраться» и принять меры;
принимать подарки и услуги, поскольку могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации;
производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника;
при проведении журналистского расследования или в сложной, запутанной ситуации идти на сближение ни с положительными, ни с отрицательными персонажами;
с человеком, которого журналист намерен критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы и оценки к которым пришел, собирая информацию33.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов