logo
fedotova_tipsmi

Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государ­ственных органов и организаций, общественных объединений, их дол­жностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объеди­нения, их должностные лица предоставляют сведения о своей дея­тельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предо­ставлять руководители указанных органов, организаций и объедине­ний, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномо­ченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уве­домление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомле­нии должны быть указаны:

  1. причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

  2. должностное лицо, отказывающее в предоставлении информа­ции;

  3. дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допус­тима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семи­дневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю ре­дакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

  1. причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

  2. дата, к которой будет представлена запрашиваемая информа­ция;

  3. должностное лицо, установившее отсрочку;

  4. дата принятия решения об отсрочке.

Статья 41. Конфиденциальная информация

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием со­хранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразг­лашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозрева­емого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия само­го несовершеннолетнего и его законного представителя.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия са­мого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Статья 42. Авторские произведения и письма

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведе­ния, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положе­ния настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граж­дан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должнос­тным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Статья 43. Право на опровержение

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции оп­ровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в дан­ном средстве массовой информации. Такое право имеют также закон­ные представители гражданина, если сам гражданин не имеет воз­можности потребовать опровержения. Если редакция средства массо­вой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опроверже­ния, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, те­лепрограммы, обязанная распространить опровержение, может пре­доставить гражданину или представителю организации, потребовав­шему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Статья 44. Порядок опровержения

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответ­ствуют действительности, когда и как они были распространены дан­ным средством массовой информации.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опроверже­ние», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение дол­жно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или мате­риала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы маши­нописного текста.

Опровержение должно последовать:

  1. в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, — в течение десяти дней со дня полу­чения требования об опровержении или его текста;

  2. в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить за­интересованных гражданина или организацию о предполагаемом сро­ке распространения опровержения либо об отказе в его распростране­нии с указанием оснований отказа.

Статья 45. Основания отказа в опровержении

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

  1. является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

  2. противоречит вступившему в законную силу решению суда;

  3. является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

  1. если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

  2. если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распрос­транения опровергаемых сведений в данном средстве массовой ин­формации.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоя­щим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законо­дательством Российской Федерации.

Статья 46. Право на ответ

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве мас­совой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы граж­данина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же сред­стве массовой информации.

В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила ста­тей 43—45 настоящего Закона.

Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.