Автор кто будет?
Являясь полноправным владельцем авторских прав на название и репертуар коллектива, Евгений Фридлянд предложил «премьерам» мирно расстаться при условии выплаты отступных – примерно полмиллиона долларов. Сумма по меркам шоу-бизнеса незначительная, тем более что каждый солист получал 7,5 % с концерта, а это действительно большие деньги. Кстати, сегодня участники «Премьер-министра» обиженно заявляют на страницах некоторых СМИ, что Фридлянд всячески ущемлял их права, выдавал ничтожные суммы на запись клипов и песен, не занимался их продвижением и вообще зарабатывали они сущие крохи. Для сравнения: ежегодно группа записывала более 25 песен, всего было снято примерно 15 клипов, такими достижениями может похвастаться не каждый молодой коллектив. На чьи деньги все это было произведено? Это притом, что доход от выпуска пластинок в нашей стране исчисляется действительно копейками – пиратство расцвело буйным цветом и не дает зарабатывать в этой сфере шоу-бизнеса, сегодня артисты живут только концертами. Вот и считайте, кому выгоден такой бизнес? Меньше всего, разумеется, продюсеру.
Фридлянд, подтверждая репутацию рассудительного продюсера, предложил следующую схему: на три летних месяца 2005 года в их отношениях наступает переходный период, в течение которого музыканты получают в два раза больше денег, но договор, регламентирующий новые отношения партнеров, пока не подписывают. После этого от музыкантов требовалось платить только 15 % за пользование названием, которое, как мы уже говорили, принадлежит Фридлянду. Казалось, такие условия устроили всех. Но тут «премьеры» выдали очередной «финт» и стали тянуть с подписанием бумаг. Наверное, советовались с более грамотными в правовых вопросах «товарищами». Как нам рассказал Евгений Фридлянд, в это же время участники группы «Премьер-министр», не афишируя себя, от имени патентного поверенного, некоего Матвеева, подали заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака. Подобную наглость прощать было уже нельзя. Фридлянд сразу же предоставил в Роспатент все необходимые официальные бумаги и договоры. Но ситуация получилась парадоксальная: напрямую предъявить претензии участникам коллектива было невозможно, потому что формально заявка исходила не от них, а от подставного лица. Поэтому Фридлянду оставалось только направить бумаги, свидетельствующие о том, что он является автором названия, владельцем прав на группу и ее репертуар, и предоставить свидетельство о регистрации авторского права.
П осле этого Роспатент направил Матвееву письмо с уведомлением о том, что была проведена экспертиза, которая подтвердила, что владельцем прав на группу «Премьер-министр» является Евгений Фридлянд. Матвееву настоятельно рекомендовали в течение 6 месяцев предоставить дополнительные документы, подтверждающие его право на регистрацию товарного знака.
Тогда, вероятно, опять с кем-то посоветовавшись, «премьеры» в спешном порядке находят нового поверенного, который обращается в Роспатент с аналогичной просьбой. Видимо, Матвеев, поняв, что его втягивают в какую-то опасную аферу, просто отказался участвовать в этой игре. Нового «претендента» подготовили более основательно, у него якобы даже имеется доверенность от всех участников «Премьер-министра». На этой стадии противостояние находится и по сей день: участники конфликта, подав заявки на регистрацию товарного знака, ждут справедливого решения. Евгений Фридлянд, несмотря на хамское поведение «воспитанников», до последнего момента уповал на благоразумие и дальновидность участников «Премьер-министра», не желая решать вопрос в суде. Однако трезвый расчет, по-видимому, не свойственен внезапно разбогатевшим подросткам. 1 декабря состоялась пресс-конференция, которая была посвящена разрешению конфликта между продюсером Евгением Фридляндом и участниками группы «Премьер-министр». По сообщению пресс-службы FBI-Music, помимо заявленных в президиуме Евгения Фридлянда, Кима Брейтбурга и других заинтересованных лиц, для общения с журналистами приехали и участники группы в полном составе. Пресс-конференция превратилась в форменный бардак – Вячеслав Бодолика, Марат Чанышев, Жан Григорьев-Миллимеров и Пит Джейсон вели себя несдержанно, прерывали президиум, давали свои комментарии. Официального общения с прессой не получилось. «Премьер-министры» устроили бурное обсуждение и комментирование вопросов журналистов, адресованных как раз устроителям пресс-конференции, за что участники группы и поплатились отключением микрофона. Несмотря на неподобающее поведение участников «Премьер-министра», Евгений Фридлянд, Ким Брейтбург и Валерий Меладзе, пришедший на пресс-конференцию поддержать коллег, не оставляли попыток продолжить общение с журналистами, однако на каждый заданный вопрос отвечали хором – Фридлянд и кто-то из «премьеров».
К ак нам сообщили в пресс-службе FBI-Music, суть сказанного на пресс-конференции сводится к следующему: Евгений Фридлянд был, в общем, не против того, что участники группы выйдут из-под его опеки, но при этом должна быть соблюдена определенная юридическая процедура, которая предполагает выполнение контрактных обязательств. Кроме того, «премьеры» заявили, что собираются претендовать на авторство названия группы и песенный репертуар. Несмотря на высказанное пожелание Кима Брейтбурга уладить конфликт мирным путем, Евгений Фридлянд отметил, что решение данного вопроса будет принято в ходе судебного разбирательства. Конфликт, разгоревшийся между продюсером Евгением Фридляндом и его подопечными, не является такой уж редкостью. Законодательство в области авторского права настольно несовершенно, что найти в нем лазейки и использовать музыкантов в корыстных целях может любой сколько-нибудь разбирающийся в юридических вопросах. Подобным способом вообще очень удобно присвоить раскрученный бренд – вкладывать нужно все меньше, а получать все больше. Между прочим, избавившись от «назойливой» опеки, исполнители могут попасть в большие неприятности. Ведь если отцы-основатели вкладывали деньги и душу в своих воспитанников, то новые «хозяева», скорее всего, будут банально выжимать «зеленые бумажки» из популярного имени. При том состоянии законодательства, которые мы имеем на сегодняшний день, это вполне реально.
Видимо, «старшие товарищи» участников «Премьер-министра», которые, по нашим предположениям, и устроили сегодня весь этот скандал, «забыли» предупредить не разбирающихся в правовой казуистике музыкантов о весьма опасных последствиях их необдуманных шагов. Если дело все-таки дойдет до суда, то у правосудия к «премьерам» будет много вопросов. Например, почему вопреки контрактным обязательствам они настаивают на авторстве? Почему они продолжают давать коммерческие концерты, не отчисляя положенного процента продюсеру (это тоже один из обязательных пунктов договора)? Почему вообще возникла мысль обратиться в Роспатент? Ведь название и песенный репертуар это, прежде всего, интеллектуальная собственность. Любой грамотный юрист сразу заметит эти противоречия, которые, естественно, не идут на пользу репутации группы «Премьер-министр». Да и судебные разбирательства – вещь малоприятная. Посадить, конечно, не посадят, но в случае признания вины, о музыкальной карьере, видимо, придется забыть.
Олег Швецов
«ДЕЛО №»14, декабрь 2005 года
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов