logo
fedotova_tipsmi

Автор кто будет?

Являясь полноправным владельцем авторских прав на название и репертуар коллектива, Евгений Фридлянд предложил «премьерам» мирно расстаться при условии выплаты отступных – примерно полмиллиона долларов. Сумма по меркам шоу-бизнеса незначительная, тем более что каждый солист получал 7,5 % с концерта, а это действительно большие деньги. Кстати, сегодня участники «Премьер-министра» обиженно заявляют на страницах некоторых СМИ, что Фридлянд всячески ущемлял их права, выдавал ничтожные суммы на запись клипов и песен, не занимался их продвижением и вообще зарабатывали они сущие крохи. Для сравнения: ежегодно группа записывала более 25 песен, всего было снято примерно 15 клипов, такими достижениями может похвастаться не каждый молодой коллектив. На чьи деньги все это было произведено? Это притом, что доход от выпуска пластинок в нашей стране исчисляется действительно копейками – пиратство расцвело буйным цветом и не дает зарабатывать в этой сфере шоу-бизнеса, сегодня артисты живут только концертами. Вот и считайте, кому выгоден такой бизнес? Меньше всего, разумеется, продюсеру.

Фридлянд, подтверждая репутацию рассудительного продюсера, предложил следующую схему: на три летних месяца 2005 года в их отношениях наступает переходный период, в течение которого музыканты получают в два раза больше денег, но договор, регламентирующий новые отношения партнеров, пока не подписывают. После этого от музыкантов требовалось платить только 15 % за пользование названием, которое, как мы уже говорили, принадлежит Фридлянду. Казалось, такие условия устроили всех. Но тут «премьеры» выдали очередной «финт» и стали тянуть с подписанием бумаг. Наверное, советовались с более грамотными в правовых вопросах «товарищами». Как нам рассказал Евгений Фридлянд, в это же время участники группы «Премьер-министр», не афишируя себя, от имени патентного поверенного, некоего Матвеева, подали заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака. Подобную наглость прощать было уже нельзя. Фридлянд сразу же предоставил в Роспатент все необходимые официальные бумаги и договоры. Но ситуация получилась парадоксальная: напрямую предъявить претензии участникам коллектива было невозможно, потому что формально заявка исходила не от них, а от подставного лица. Поэтому Фридлянду оставалось только направить бумаги, свидетельствующие о том, что он является автором названия, владельцем прав на группу и ее репертуар, и предоставить свидетельство о регистрации авторского права.

П осле этого Роспатент направил Матвееву письмо с уведомлением о том, что была проведена экспертиза, которая подтвердила, что владельцем прав на группу «Премьер-министр» является Евгений Фридлянд. Матвееву настоятельно рекомендовали в течение 6 месяцев предоставить дополнительные документы, подтверждающие его право на регистрацию товарного знака.

Тогда, вероятно, опять с кем-то посоветовавшись, «премьеры» в спешном порядке находят нового поверенного, который обращается в Роспатент с аналогичной просьбой. Видимо, Матвеев, поняв, что его втягивают в какую-то опасную аферу, просто отказался участвовать в этой игре. Нового «претендента» подготовили более основательно, у него якобы даже имеется доверенность от всех участников «Премьер-министра». На этой стадии противостояние находится и по сей день: участники конфликта, подав заявки на регистрацию товарного знака, ждут справедливого решения. Евгений Фридлянд, несмотря на хамское поведение «воспитанников», до последнего момента уповал на благоразумие и дальновидность участников «Премьер-министра», не желая решать вопрос в суде. Однако трезвый расчет, по-видимому, не свойственен внезапно разбогатевшим подросткам. 1 декабря состоялась пресс-конференция, которая была посвящена разрешению конфликта между продюсером Евгением Фридляндом и участниками группы «Премьер-министр». По сообщению пресс-службы FBI-Music, помимо заявленных в президиуме Евгения Фридлянда, Кима Брейтбурга и других заинтересованных лиц, для общения с журналистами приехали и участники группы в полном составе. Пресс-конференция превратилась в форменный бардак – Вячеслав Бодолика, Марат Чанышев, Жан Григорьев-Миллимеров и Пит Джейсон вели себя несдержанно, прерывали президиум, давали свои комментарии. Официального общения с прессой не получилось. «Премьер-министры» устроили бурное обсуждение и комментирование вопросов журналистов, адресованных как раз устроителям пресс-конференции, за что участники группы и поплатились отключением микрофона. Несмотря на неподобающее поведение участников «Премьер-министра», Евгений Фридлянд, Ким Брейтбург и Валерий Меладзе, пришедший на пресс-конференцию поддержать коллег, не оставляли попыток продолжить общение с журналистами, однако на каждый заданный вопрос отвечали хором – Фридлянд и кто-то из «премьеров».

К ак нам сообщили в пресс-службе FBI-Music, суть сказанного на пресс-конференции сводится к следующему: Евгений Фридлянд был, в общем, не против того, что участники группы выйдут из-под его опеки, но при этом должна быть соблюдена определенная юридическая процедура, которая предполагает выполнение контрактных обязательств. Кроме того, «премьеры» заявили, что собираются претендовать на авторство названия группы и песенный репертуар. Несмотря на высказанное пожелание Кима Брейтбурга уладить конфликт мирным путем, Евгений Фридлянд отметил, что решение данного вопроса будет принято в ходе судебного разбирательства. Конфликт, разгоревшийся между продюсером Евгением Фридляндом и его подопечными, не является такой уж редкостью. Законодательство в области авторского права настольно несовершенно, что найти в нем лазейки и использовать музыкантов в корыстных целях может любой сколько-нибудь разбирающийся в юридических вопросах. Подобным способом вообще очень удобно присвоить раскрученный бренд – вкладывать нужно все меньше, а получать все больше. Между прочим, избавившись от «назойливой» опеки, исполнители могут попасть в большие неприятности. Ведь если отцы-основатели вкладывали деньги и душу в своих воспитанников, то новые «хозяева», скорее всего, будут банально выжимать «зеленые бумажки» из популярного имени. При том состоянии законодательства, которые мы имеем на сегодняшний день, это вполне реально.

Видимо, «старшие товарищи» участников «Премьер-министра», которые, по нашим предположениям, и устроили сегодня весь этот скандал, «забыли» предупредить не разбирающихся в правовой казуистике музыкантов о весьма опасных последствиях их необдуманных шагов. Если дело все-таки дойдет до суда, то у правосудия к «премьерам» будет много вопросов. Например, почему вопреки контрактным обязательствам они настаивают на авторстве? Почему они продолжают давать коммерческие концерты, не отчисляя положенного процента продюсеру (это тоже один из обязательных пунктов договора)? Почему вообще возникла мысль обратиться в Роспатент? Ведь название и песенный репертуар это, прежде всего, интеллектуальная собственность. Любой грамотный юрист сразу заметит эти противоречия, которые, естественно, не идут на пользу репутации группы «Премьер-министр». Да и судебные разбирательства – вещь малоприятная. Посадить, конечно, не посадят, но в случае признания вины, о музыкальной карьере, видимо, придется забыть.

Олег Швецов

«ДЕЛО №»14, декабрь 2005 года