logo
fedotova_tipsmi

6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения

Метод наблюдения – один из самых популярных и не только в журналистике. Ведь известно, что 9/10 всей информации, которую получает человек об окружающем его мире, приходится на долю зрения.

Журналистское наблюдение всегда имеет целена­правленный и четко заданный характер и предполагает не только непосредствен­ное восприятие объективной действительности, но нередко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения проис­ходящих на его глазах событий.

Наблюдение позволяет журналисту:

– проследить динамику развития события;

– собирать образные детали о людях, местах и событиях;

– проверять информацию, полученную из других источников;

– получать доказательства, свидетельства, которые невозможно найти другим путем – в беседе или при помощи анализа документов;

– восстановить событие для зрителей, читателей, слушателей;

– самостоятельно фиксировать наиболее значимые моменты события и в своих оценках быть независимым от чьего-либо мнения.

В процессе наблюдения журналист сталкивается с объективными трудностями. Жур­налист чаще всего имеет дело с какими-то частными и неповто­римыми ситуациями, которые не всегда можно заново «проиг­рать». Вместе с тем объем наблюдаемого журналистом так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой трудно. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения. Тележурналистам в этом случае помогает телекамера.

Наблюдение подчас бывает обманчиво. На достоверность сведений, полученных в ходе наблюдения влияют:

Как предотвратить возможные ошибки в ходе наблюдения? Вот несколько советов на эту тему:

1) подключить других наблюдателей для контроля полученных результатов;

2) обратиться к повторному наблюдению, если возможно провести систематическое наблюдение: понаблюдать один и тот же объект в разных ситу­ациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных);

3) обеспечить перекрестный контроль результатов наблюдения другими методами (например, беседа с участниками события, работа с документами);

4) исключить оценочные термины, заниматься анализом после завершения наблюдения. Важно следить за тем, чтобы описание событий не сме­шивалось с их интерпретацией. Так как сведениям, полученным в ходе наблюдения присущ эмоциональный характер, то его эффективность зависит от отделения в ходе наблюдения эмоционального от рационального;

5) сформулировать систему отсчета, в которой проводился сбор данных. Например, коммунистический митинг, наблюдаемый с позиций члена КПРФ, будет восприниматься иначе, чем тот же митинг глазами простого обывателя.

6) в ситуации, где на журналиста обращают много внимания, нужно провести какое-то время среди этих людей, дождавшись их естественного поведения, иначе данные наблюдения будут недостоверны.

Эффективность журналистского наблюдения зависит от того, насколько журналист подготовлен к восприятию новой ситуации, насколько четко сформулировал задачи, понимает, что именно ему нужно наблюдать. Так предметом наблюдения на одной и той же выставке может стать и широта представления ее темы, и работа местных товаропроизводителей, и мастерство организаторов, и приветливость стендистов и т.д. Наблюдение за каждым из этих направлений позволят получить в итоге разные материалы.

Наблюдая, нельзя забывать и об этическом аспекте. Нужно помнить, что наблюдать можно и в замочную скважину, но это отнюдь не делает наблюдающего профессионалом в журналистике.

Метод наблюдения разделяют по нескольким основаниям:

а) объекту наблюдения (прямое и косвенное);

б) месту проведения (полевое и лабораторное);

в) регулярности проведения (систематическое и несистематическое);

г) позиции наблюдателя в исследо­вании (включенное и невключенное).

Прямое наблюдение предполагает наблюдение самого объекта, а косвенное применяется в том случае, когда какой-либо объект нельзя наблюдать прямо, но можно обнаружить следствия, к которым он приводит в обществе. В процессе косвенного наблюдения именно эти следствия и наблюдают. Так, доказать факт коррупции чиновника, присутствуя при даче взятки почти невозможно, но можно наблюдать, например, странное расположение этого чиновника к одной из коммерческих фирм и т.п. Полевое наблюдение предполагает ра­боту журналиста в естественных условиях, а лабораторное — в неких сконструированных журналистом ситуациях. По сути, лабораторное наблюдение – это журналистский эксперимент. Системати­ческое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несисте­матическое — спонтанность в выборе наблюдаемого явления. При невключенном наблюдении журналист находится за пределами на­блюдаемой ситуации и не входит в контакты с участниками собы­тия, не вмешивается в происходящее. Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Метод смены профессии, автором которого является Гюнтер Вальраф, является типичным примером включенного наблюдения, когда журналист «внедряется» в некую социальную группу для того, чтобы изнутри распознать объект. «Смена профессии» возможна в тех случаях, когда журналист уверен в том, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями он не нанесет людям ни физи­ческого, ни морального ущерба.

Эксперимент разновидность наблюдения. Журналист, ставящий эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает, что именно он будет наблюдать, прогнозирует результаты того, что произойдет. Эксперимент нужен журналисту для подтверждения своих выводов, чтобы журна­лист на практике мог «проиграть» определенные житейские обстоятельства, которое позволили бы ему лучше познать изучаемый объект.

В теории журналистики под экспериментом понимают «метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя»34.

Эксперимент — это наблюдение, со­провождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые про­цессы и явления.

При планировании и проведении эксперимента журналис­там необходимо определить его цели и задачи, место действия, сформировать рабочие гипоте­зы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную си­туацию.

Л. В. Кашинская выделяет «те побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость создания экспериментальной ситуации:

С точки зрения темы эксперимент можно подразделить на экономический (как реально прожить на прожиточный минимум), правовой (журналист провоцирует людей на правонарушения), психологический (например, программа «Розыгрыш» – большой психологический эксперимент с участием звезд) и т.д.