6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
Метод наблюдения – один из самых популярных и не только в журналистике. Ведь известно, что 9/10 всей информации, которую получает человек об окружающем его мире, приходится на долю зрения.
Журналистское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер и предполагает не только непосредственное восприятие объективной действительности, но нередко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения происходящих на его глазах событий.
Наблюдение позволяет журналисту:
– проследить динамику развития события;
– собирать образные детали о людях, местах и событиях;
– проверять информацию, полученную из других источников;
– получать доказательства, свидетельства, которые невозможно найти другим путем – в беседе или при помощи анализа документов;
– восстановить событие для зрителей, читателей, слушателей;
– самостоятельно фиксировать наиболее значимые моменты события и в своих оценках быть независимым от чьего-либо мнения.
В процессе наблюдения журналист сталкивается с объективными трудностями. Журналист чаще всего имеет дело с какими-то частными и неповторимыми ситуациями, которые не всегда можно заново «проиграть». Вместе с тем объем наблюдаемого журналистом так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой трудно. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения. Тележурналистам в этом случае помогает телекамера.
Наблюдение подчас бывает обманчиво. На достоверность сведений, полученных в ходе наблюдения влияют:
эмоциональность наблюдения. На качество первичной информации, полученной в ходе наблюдения, могут повлиять субъективные оценки людей, их ценностные ориентации, устоявшиеся представления и стереотипы, интересы и т. д. Люди могут изменить тактику своего поведения, если узнают, что за ними наблюдают.
стереотип восприятия – привычка воспринимать то или иное явление определенным образом приводит к тому, что «глаз замыливается» согласно журналистскому жаргону, то есть перестает воспринимать изменившееся поведение объекта. Таким образом, можно пропустить нечто новое.
тенденция ожидания у наблюдателя – человек видит то, что ожидает увидеть. Известный феномен – количество участников митинга по оценкам милиции, организаторов и журналистов различается иногда на сотни человек. Это и понятно – организаторы стремятся увидеть на нем больше участников, милиция – меньше, а незаинтересованные зеваки становятся как раз наиболее объективной стороной.
ошибки впечатлений – «первое впечатление обманчиво». Например, листва при закате кажется бронзово-красной.
ошибки интерпретации – часто имеют отношение к сфере культуры. Хрестоматийный пример: кивок головы болгарина означает «нет», тогда как во всей остальной европейской культуре – «да».
Как предотвратить возможные ошибки в ходе наблюдения? Вот несколько советов на эту тему:
1) подключить других наблюдателей для контроля полученных результатов;
2) обратиться к повторному наблюдению, если возможно провести систематическое наблюдение: понаблюдать один и тот же объект в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных);
3) обеспечить перекрестный контроль результатов наблюдения другими методами (например, беседа с участниками события, работа с документами);
4) исключить оценочные термины, заниматься анализом после завершения наблюдения. Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Так как сведениям, полученным в ходе наблюдения присущ эмоциональный характер, то его эффективность зависит от отделения в ходе наблюдения эмоционального от рационального;
5) сформулировать систему отсчета, в которой проводился сбор данных. Например, коммунистический митинг, наблюдаемый с позиций члена КПРФ, будет восприниматься иначе, чем тот же митинг глазами простого обывателя.
6) в ситуации, где на журналиста обращают много внимания, нужно провести какое-то время среди этих людей, дождавшись их естественного поведения, иначе данные наблюдения будут недостоверны.
Эффективность журналистского наблюдения зависит от того, насколько журналист подготовлен к восприятию новой ситуации, насколько четко сформулировал задачи, понимает, что именно ему нужно наблюдать. Так предметом наблюдения на одной и той же выставке может стать и широта представления ее темы, и работа местных товаропроизводителей, и мастерство организаторов, и приветливость стендистов и т.д. Наблюдение за каждым из этих направлений позволят получить в итоге разные материалы.
Наблюдая, нельзя забывать и об этическом аспекте. Нужно помнить, что наблюдать можно и в замочную скважину, но это отнюдь не делает наблюдающего профессионалом в журналистике.
Метод наблюдения разделяют по нескольким основаниям:
а) объекту наблюдения (прямое и косвенное);
б) месту проведения (полевое и лабораторное);
в) регулярности проведения (систематическое и несистематическое);
г) позиции наблюдателя в исследовании (включенное и невключенное).
Прямое наблюдение предполагает наблюдение самого объекта, а косвенное применяется в том случае, когда какой-либо объект нельзя наблюдать прямо, но можно обнаружить следствия, к которым он приводит в обществе. В процессе косвенного наблюдения именно эти следствия и наблюдают. Так, доказать факт коррупции чиновника, присутствуя при даче взятки почти невозможно, но можно наблюдать, например, странное расположение этого чиновника к одной из коммерческих фирм и т.п. Полевое наблюдение предполагает работу журналиста в естественных условиях, а лабораторное — в неких сконструированных журналистом ситуациях. По сути, лабораторное наблюдение – это журналистский эксперимент. Систематическое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несистематическое — спонтанность в выборе наблюдаемого явления. При невключенном наблюдении журналист находится за пределами наблюдаемой ситуации и не входит в контакты с участниками события, не вмешивается в происходящее. Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Метод смены профессии, автором которого является Гюнтер Вальраф, является типичным примером включенного наблюдения, когда журналист «внедряется» в некую социальную группу для того, чтобы изнутри распознать объект. «Смена профессии» возможна в тех случаях, когда журналист уверен в том, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями он не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба.
Эксперимент – разновидность наблюдения. Журналист, ставящий эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает, что именно он будет наблюдать, прогнозирует результаты того, что произойдет. Эксперимент нужен журналисту для подтверждения своих выводов, чтобы журналист на практике мог «проиграть» определенные житейские обстоятельства, которое позволили бы ему лучше познать изучаемый объект.
В теории журналистики под экспериментом понимают «метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя»34.
Эксперимент — это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления.
При планировании и проведении эксперимента журналистам необходимо определить его цели и задачи, место действия, сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию.
Л. В. Кашинская выделяет «те побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость создания экспериментальной ситуации:
недостаточность необходимой журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;
невозможность получить такую информацию обычными методами;
необходимость получения психологически достоверных аргументов»35.
С точки зрения темы эксперимент можно подразделить на экономический (как реально прожить на прожиточный минимум), правовой (журналист провоцирует людей на правонарушения), психологический (например, программа «Розыгрыш» – большой психологический эксперимент с участием звезд) и т.д.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов