logo
fedotova_tipsmi

6.9. Работа с документами

Проработка документов – метод, позволяющий получать уже имеющиеся в обществе, зафиксированные сведения самого разного характера: от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. Журналист может встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем.

Существует многообразная классификация документов:

1) по форме изложения

– статистические;

– вербальные;

2) по общей значимости

– официальные;

– неофициальные;

3) по способу фиксации информации

– письменные документы;

– иконографические (картины, кино- и фотодокументы);

– фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, CD-диски и др.).

Работа с документами включает в себя поиски документа, его освоение и проверку. Чтобы найти документ журналисту требуется высокий уровень библиографической грамотности, представление о структуре органов власти, в которых готовятся официальные документы, о том в каком отделе официальных структур можно получить тот или иной документ.

Освоение документа складывается из трех процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации. При этом надо иметь в виду, что документ содержит в себе не только специально внесенные в него сведения, но и такие, которые составитель не намеревался в него закладывать, например, сообщение об условиях его создания, о личностных особенностях составителя.

Проверка документа предполагает установление его подлинности, т.е. что он действительно создан тем автором и при тех обстоятельствах, которые названы или предполагаются в тексте; достоверности, т.е. что сведения, изложенные в нем соответствуют действительным событиям; и надежности, т.е. достаточно ли сведений, содержащихся в этом документе для серьезных выводов.

При первом знакомстве с документом, определяя его подлинность, журналист выясняет:

Желательно также установить дату появления документа и его номер.

Важно, знакомясь с текстом, отделять события от его оценок. Используя отдельные фрагменты текста в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует.

Делая извлечения из документа, журналист:

– фиксирует точное название документа, его дату, автора и место издания;

– заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

– помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

– по завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.

Личными документами можно распоряжаться только с разрешения их владельца.

Во всех случаях журналисту может потребоваться помощь специалистов, способных выступить в качестве экспертов в изучении документов.