14.10. Графическая модель издания
Подобно тому, как покупатель, выбирая товар, обращает внимание на его упаковку, потенциальный читатель, решая вопрос, какую газету ему купить в киоске или выписать на почте, оценивает достоинства и недостатки ее дизайна. Серая невыразительная «упаковка» газеты — неумелая верстка, мелкие заголовки публикаций и отсутствие ярких иллюстраций — способна оттолкнуть возможного подписчика и побудить его выбрать другое издание. Поэтому необходимо самое пристальное внимание обращать на дизайн газеты, ее графическую модель. Как было сказано выше, она фиксирует — в виде описания — все основные характеристики внешнего «лица» издания, главные элементы его графической формы — основные текстовые и титульные шрифты, размерные элементы полосы номера, особенности верстки, иллюстрирования, оформления, названия газеты и др.
Газетный дизайн складывается под воздействием ряда формообразующих факторов. Один из них – эстетический фактор, определяемый внешней привлекательностью газеты, соответствием ее внешнего облика содержанию номеров. Некоторые стороны эстетической характеристики газеты получают экономическое значение, влияя на уровень ее конкурентоспособности на рынке периодических изданий. Привлекая внимание читателей ярким оформлением номера, броскими заголовками, продуманной подачей текстов и иллюстраций, помогают им сделать выбор и приобрести газету.
Не меньшее значение имеет и творческая сторона процесса обеспечения оптимального дизайна газеты. Работа дизайнеров несомненно имеет творческий характер, как и работа ответственных секретарей, прямо воздействующая на особенности дизайна газеты. Продуманный дизайн способствует логичной подаче материалов номера, их размещению в соответствии с их значением, выделению важнейших.
Дизайн газеты представляет собой органичное объединение ряда постоянных и обязательных компонентов: размерные характеристики газеты, постоянные элементы ее номера, шрифтовое оформление газеты, ее иллюстрирование, заголовки публикаций, цветность газеты.
К размерным характеристикам газеты относятся формат газеты, объем номера, количество и размер текстовых колонок на полосе номера, размер пробелов между текстовыми колонками полосы, площадь полосы номера и его емкость.
Под форматом газеты понимают размер бумажного листа – страницы номера, на которой помещается полоса – отпечаток размещенных на ней текстов, иллюстраций и других печатных символов. В современной отечественной прессе приняты три основных формата газеты: большой формат А2, малый – A3 и сверхмалый – А4. Газетные форматы кратны друг другу, каждый последующий в два раза меньше предыдущего.
Выбор формата газеты связан с ее типом. Обычно крупные общенациональные, региональные и городские ежедневные газеты выходят в формате А2. Формат A3, как правило, используют для выпуска районных и небольших городских изданий. В том же формате издают и еженедельники газетного типа. Формат А4 используют значительно реже – для выпуска ведомственных и рекламно-справочных изданий.
Формат газеты постоянен, однако при необходимости его могут изменять. Так, редакция газеты «Труд», выходящая в формате А2, выпускает свои пятничные «толстушки» – «Труд – 7» – в формате A3.
Формат газеты во многом определяет объем ее номера. Он связан с количеством его страниц и может изменяться в зависимости от типа издания и периодичности его выхода в свет. Обычно чем меньше формат газеты, тем больше страниц в ее номере. Понятно, что чем крупнее формат номера, тем больше его емкость – количество его публикаций, тем больше их величина: в крупноформатной газете можно чаще публиковать большие аналитические тексты и крупные яркие иллюстрации.
Следующая ступень размерных характеристик газетного номера – его полоса. Полоса – ограниченное пространство, которое делится на колонки. Текстовая колонка один из важнейших элементов полосы. От количества колонок и их ширины, как и от их разделения – линейками или пробелами – зависит подача материалов полосы – текстов, иллюстраций и др. Определение параметров колонок влияет на дизайн газеты, облегчая или затрудняя восприятие читателями ее публикаций. Слишком узкие колонки мешают чтению текстов, широкая колонка воспринимается легче и при необходимости выделяет своим нестандартным форматом размещенный в ней материал.
Дизайн газеты во многом зависит от выбора шрифтов, которыми набирают тексты и заголовки. Стремление к использованию в газете большого количества текстовых и титульных шрифтов обычно приводит к пестроте ее оформления, мешает достижению единого стиля, затрудняет восприятие читателями текстов. Поэтому во многих газетах наблюдается тенденция ограничения количества используемых в них шрифтов и более тщательного их выбора, а также стремление дизайнеров закреплять за публикациями и рубриками в зависимости от особенностей их типа (жанра, формы подачи и др.) постоянные шрифты.
Важным элементом дизайна газеты является верстка ее материалов, особенности их размещения на полосах номера. В газетной периодике используют несколько видов верстки, различающихся своими характеристиками. Первая из них – форма, конфигурация материалов, представленных на полосе. Это прямая и ломаная верстка. Для прямой верстки характерна строго прямоугольная форма публикации, четырехугольник, обычно вытянутый в длину или ширину. Такая верстка проста, удобна, помогает быстрому выбору читателем интересующей его публикации. При ломаной верстке публикация принимает форму многоугольника. Это, возможно, привлечет внимание читателя, но в то же время может при усложнении формы публикации затруднить ее восприятие, вынуждая искать продолжение и окончание текста. Вторая характеристика видов верстки – соотношение высоты и ширины публикации. При горизонтальной верстке ширина текста превышает ее высоту, при вертикальной верстке – его высота превышает ширину. Для размещения большинства публикаций на полосе обычно обращаются к вертикальной верстке. Горизонтальную верстку используют для подачи на полосе блока материалов – тематической подборки и др. Чаще всего в газетах сочетают вертикальную верстку с горизонтальной, получая таким образом их разновидности – вертикальную верстку с горизонтальными пересечениями.
По отношению к оси симметрии полосы различают симметричную и асимметричную верстку. К первой иногда обращаются в процессе подготовки праздничных номеров или целевых полос, стремясь привлечь внимание читателей необычностью их дизайна. Подавляющее большинство газетных полос строится на основе асимметричной верстки.
Большая часть газет в России выходит в черно-белом исполнении. Однако необходимость публикации рекламы, в которой все большую роль играет использование различных цветов, а также обновление полиграфической базы, позволяющей выпускать многоцветные издания – и не только журналы, но и газеты, дали возможность редакциям некоторых крупнотиражных ежедневных газет и еженедельников перейти к многоцветному оформлению. «Полноцвет» активно используют во многих еженедельниках, выходящих большими тиражами. Заметим, однако, что в большинстве еженедельников, избегая пестроты в оформлении, дизайнеры все же ограничиваются выделением лишь отдельных элементов – заголовков важнейших материалов или даже только брэнда – торговой марки издания, как, например, в еженедельнике «Ваш Ореол».
Каждый товар на рынке имеет свой товарный знак — слово, знак или символ, которые связаны для покупателя с определенной продукцией и производящей ее фирмой. Для газеты, представленной как товар на рынке периодических изданий, таким товарным знаком является ее название. Это фирменное имя газеты, представляющее ее учредителей и редакцию. Постоянный читатель газеты привыкает к ее названию и моментально узнает его начертание среди названий десятков других периодических изданий. Газета, претендующая на свою информационную нишу, должна получить свое, особое смысловое название, которое сразу же покажет, на какую аудиторию она направлена и какую информацию предоставит своим читателям. Когда читатель берет в руки журнал «Бизнес-курс», он понимает, что журнал ориентируется на тех, кто интересуется вопросами бизнеса и предпринимательской деятельности. Неточно выбранное название издания искажает его имидж и может снизить его привлекательность для потенциальной аудитории.
Иногда «фирменное» имя газеты переживает даже те социальные реалии, которые его создали. Например, «Советская Россия» сохранила старое название как выражение определенных политических и идеологических позиций, от которых не желают отказаться руководители и журналисты газеты и ее читатели. А «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда» рассматривают свое название как сложившийся бренд, известный сотням тысяч и даже миллионам читателей, привязанных к газете и полюбивших ее. Отказ от старого имени может в подобной ситуации привести к значительным убыткам, а то и ликвидации издания.
Учитывая инерционность психологии своих читателей, руководители газеты «Московский комсомолец» решили придать ребрендингу характер длительного процесса. В течение многих месяцев они постепенно замельчали старое привычное название газеты, одновременно увеличивая в его центре аббревиатуру «МК». Этот процесс продолжался до тех пор, пока старое название не оказалось вытесненным из ее заголовочной части фирменным знаком — сокращением «МК».
Сейчас на рынке периодических изданий широко используются различные фирменные знаки — своеобразные символы, торговые марки различных газет. Чаще всего это аббревиатуры — буквенные сокращения их названий: ЛГ — Литературная газета, МН — Московские новости, КП — Комсомольская правда, ОГ — Общая газета и т.п. Иногда фирменным знаком издания становится какая-либо одна литера, придающая его названию особое отличие. Например: Ъ — твердый знак в окончании старого, дореволюционного написания слова «коммерсантъ» стал символом, фирменным знаком известного делового издания.
Найти точное и выразительное название газете — ее фирменное имя, и ее фирменный знак — сокращение, символический рисунок, заставку — значит помочь ей укрепить свои позиции на рынке, проложить дополнительные пути к ее читателям. Этой же цели служат и другие элементы графической модели газеты и, в частности, оформление ее первой страницы. Не случайно первую страницу называют витриной номера. Действительно, она должна дать читателю представление о материалах номера, раздразнить его любопытство и побудить познакомиться хотя бы с некоторыми его публикациями. Первая страница — ориентир для читателя, помогающий ему найти в газете то, что его интересует.
В титульную, заглавную часть полосы входит название газеты, исполненное привычным для постоянного читателя газеты рисованным шрифтом и расположенное на постоянном месте – сверху над всей полосой или только над его частью. А под названием или рядом с ним размещают остальные элементы титульной части полосы – указание типа издания (городская газета, еженедельник), периодичности его выхода, даты и дня выхода, нумерации номера, нередко – рекомендуемой цены номера, а также, если газета имеет свою страницу в Интернете, указывают ее сетевой адрес.
Весь этот комплекс, называемый логотипом газеты, является собственностью редакции. Никто более не имеет права его использовать.
Газетная практика содержит несколько вариантов формирования и оформления первой страницы, каждый из которых в какой-то мере отвечает предъявляемым к ней требованиям.
Заметим, что для всех вариантов характерна постановка на этой странице — в какой-либо ее части — крупного яркого и актуального фотокадра или блока фотоиллюстраций. Ведь эта страница должна визуально привлекать внимание потенциального читателя — и не только названием газеты. Иногда такая фотоиллюстрация — репортажный снимок, фотопортрет, пейзаж и т.д. — занимает почти всю страницу и в этом случае сопровождается лишь небольшой текстовкой, лозунгом или «цитатой дня» из выступления какого-нибудь политического деятеля или литературного источника. По этому варианту оформляется, например, первая страница еженедельника «Труд – 7» и газет «Омский вестник», «НОС» и др.
Другой вариант используют оформители газеты «Известия». На первую страницу номера, кроме иллюстраций и подборки оперативных информационных сообщений, они выносят начала важнейших актуальных политических и экономических публикаций. Их продолжение и окончание размещаются на других его страницах. Это предопределяет достоинства и недостатки подобного варианта. Читатели могут сразу же познакомиться с важнейшими материалами газеты. Правда, чтобы дочитать их до конца, им придется развернуть номер, что не всегда удобно.
В газетах «Ваш Ореол», «Коммерческие вести», «Омская правда – намедни» и некоторых других изданиях предпочитают иной вариант оформления первой страницы. Кроме большой фотоиллюстрации здесь обычно помещают одну – две публикации средних размеров, изредка перенося окончание одной из них на другую полосу.
Среди обязательных элементов первой страницы, который встречается практически во всех изданиях, — анонс («афишка») — указатель размещения важнейших материалов номера на его полосах. Такой «афишке» нередко придают большое значение, печатают ее на цветном фоне — «подложке», вверстывают в указатель небольшие фотокадры. Анонс превращается в путеводитель, своеобразную «карту номера», облегчающую поиск читателем интересующей его рубрики и материала.
Нельзя забывать и о так называемых служебных элементах номера газеты. В частности — о колонтитулах. Такой колонтитул — строку с названием газеты, ее номером, датой выпуска и указанием страниц устанавливают наверху каждой полосы или в нижнем внешнем ее углу, помогая читателям ориентироваться в материалах номера.
Обязательная публикация выходных данных: учредителя, редактора, состава редколлегии, адреса и телефонов редакции, регистрационного номера газеты, ее тиража, типографии, где она печатается, и ее адреса, подписного индекса издания. Иногда здесь же указывается время сдачи материалов номера в печать и соответствие его графику. Нередко эти сведения разделяют на две части: первую — информацию об учредителе, редакторе, составе редколлегии, адрес и телефоны редакции — помещают на второй полосе номера, остальное — в конце его последней страницы. Выходные данные облегчают контакты читателей с редакцией. Отсутствие, например, телефона отдела распространения или экспедиции редакции может сказаться на реализации тиража газеты — затруднить общение ее индивидуальных распространителей с редакцией, помешать потенциальному подписчику получить информацию о стоимости подписки и т.д.
В зависимости от типа издания его дизайн имеет свои особенности. Для дизайна качественной общественно-политической газеты характерны ясность, строгость, обычно здесь используют простую прямую верстку. Дизайн массовых бульварных изданий отличается пестротой, выделением второстепенных деталей и подробностей, преподносимых как сенсации. Здесь охотно применяют приемы ломаной верстки. Поскольку вечерние газеты публикуют в основном оперативную новостную информацию, в них мало крупных аналитических публикаций, это получает отражение в особенностях их дизайна – в россыпи мелких текстов и заголовков, объединяемых в крупные событийные блоки.
Одним из элементов дизайна издания являются иллюстрации. Их готовят редакционные фотокорреспонденты и художники. Без иллюстраций газетный номер будет неполноценным, сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями. Поэтому в каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций. Лишь в некоторых специальных номерах газеты, выпускаемых в связи с особым поводом – праздником, юбилеем и т.п., иллюстрации могут стать основным видом публикаций.
Все газетные иллюстрации разделяются на две группы. Первая из них – фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата. Это репортажные снимки и фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции. В роли фотоиллюстраций могут быть использованы и кинокадры, связанные с текстом кинорецензии или с рекламой нового кинофильма.
При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете несколько одинаковых по размеру фотопортретов, их соединяют, монтируют в виде горизонтальной или вертикальной фотоленточки (например, блок иллюстраций в «Комсомольской правде» под общим заголовком «Люди, которые нас удивили»). Применяют и более сложные монтажи, состоящие из нескольких тематически близких снимков, например репортажного и фотопортрета.
Фотомонтаж в наиболее сложном виде, в частности – при соединении снимка и рисунка в коллаже, может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывая значение политических событий, смысл больших общественных явлений. Такие коллажи иногда публикует газета «Вечерний Омск».
Вторая группа газетных визуальных публикаций объединяет нефотографические иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки или чертежи. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, производственные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки и т.д. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки.
В принципе нет иллюстраций, противопоказанных любому периодическому изданию, но их выбор и использование определяются типом издания, его технической базой, квалификацией и опытом иллюстраторов.
Каждый номер газеты должен поддерживать и закреплять ее имидж. Но полное представление об имидже издания можно получить, лишь ознакомившись с его комплектом за достаточно длительный период. Однако, хотя каждый номер должен быть связан с предыдущим выпуском, и так же органично предварять последующий выпуск, у него всегда есть индивидуальные особенности – в содержании, тематике, форме и подаче материалов. Это приводит к необходимости разработки на основе общей содержательно-тематической модели издания моделей каждого из номеров, выходящих в разные дни недели.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов