3.1. История становления журналистики как специальности
Термин «журналистика» многозначен. Он включает в себя и систему учреждений, осуществляющих журналистскую деятельность; и произведения, написанные в публицистическом стиле и опубликованные в СМИ; и вид деятельности людей; и совокупность профессий (не только журналист, но и фотокорреспондент, дизайнер СМИ, звукооператор и т.д.).
В этом разделе мы рассмотрим журналистику как деятельность по сбору, преобразованию и изложению актуальной информации, характерными признаками которой являются оригинальность применяемых способов деятельности и новизна полученных результатов, имеющих общественно-политическое значение. Значимость деятельности журналиста определяется характером и объемом изменений, внесенных им в сознание аудитории, реальную действительность и совокупный опыт журналистики.
Как известно, профессиональная деятельность вообще – это род трудовой деятельности человека, владеющего теоретическими знаниями и обладающего практическими навыками в определенной области деятельности. В данном случае – человека, знающего технологию создания журналистского произведения. Профессионализм предполагает овладение мастерством, т.е. достижение определенного уровня совершенства в профессии.
Журналистское творчество всегда социально направлено, поэтому и мастерство журналиста предполагает не только степень развитости личных умений и навыков и определенный уровень таланта, в нем в обязательном порядке присутствует и социальная составляющая, ведь журналист действует в определенное время в определенном обществе и определенных исторических условиях.
Характер журналистской деятельности определяется исследователями13 как информационно-коммуникационный. Эта деятельность одна из тех, что обеспечивают производство информации и обмен ею в обществе. Кроме журналистики информационно-коммуникационный характер имеют художественное и научное творчество, реклама, связи с общественностью. Имеют коммуникативные функции религия, театр и многие другие виды человеческой деятельности.
Что же объединяет эти виды деятельности?
Во - первых, они имеют общее происхождение.
Рассмотрим этапы становления журналистики как информационно-коммуникационной деятельности (или становления современной системы средств массовой коммуникации, в которую входят не только журналистика, но и литературное, научное творчество, реклама, связи с общественностью и т.п.)
Первый этап в становлении профессий информационно-коммуникативного цикла можно условно назвать мифологическим. Мифологическая культура – колыбель для возникновения этого вида деятельности. В период, предшествовавший возникновению исторического сознания и формированию представлений о линейном времени, племенные вожди, шаманы, знахари выступали одновременно и как руководители и как идеологи.
Именно тогда сформировалось специфическое отношение к слову как средству передачи познания и мышления. Такие особенности слова, как фиксация единого для всех членов языковой общности значения, выражение смысла и способность передавать социальный опыт из поколения в поколение позволили сформировать специфическую сферу информационной коммуникативной деятельности.
Следующий этап в развитии информационно-коммуникативной деятельности человека начался с возникновением письменности (приблизительно 3 тыс. лет до н.э.). Появились написанные тексты, которые в отличие от устного, звучащего слова, можно было прочитать в любой временной отрезок и в любой точке пространства, даже значительно удаленной от автора текста. Первоначально выше всего ценились религиозные (священные) тексты, они воспринимались как эталоны при возникновении всех других видов текстов. Если проследить эволюцию возникновения разных видов текстов, то она будет выглядеть так: священные и бытовые тексты – литературные – научные – журналистские и рекламные – PR-тексты. Как видим, журналистский тип текстов один из самых молодых в исторической перспективе.
Эпоха возникновения письменности не предполагает еще отделения журналистики о других видов информационно-коммуникативной деятельности. Пока относительно журналистики можно говорить только об общих преимуществах, которые принесло появление письменности. Коммуникативные возможности текста исключительны: с его помощью люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации.
С появлением текстов появилась еще одна общая черта продуктов информационно-коммуникативной деятельности – проявилась индивидуальность автора. В отличие от устных, фольклорных, текстов, автор которых коллективный, тексты письменные имеют своего, конкретного творца, который применяет каноны создания текстов на свой манер. То же самое, кстати, мы наблюдаем и сегодня в любом из видов словесного творчества (в том числе и в журналистике), когда существуют каноны определенного жанра (скажем, интервью) и одновременно – собственный творческий почерк каждого берущего интервью журналиста.
Следующий этап в развитии информационно-коммуникативной деятельности человека – античный – позволяет уже говорить о возникновении прообразов газеты и первых специальностей, оказавших на развитие журналистики значительное влияние.
Первой официальной «газетой» в Европе считается римская «Acta Diurna», появившаяся в 59 году до нашей эры во времена Ю. Цезаря. Информацией заполнялись гипсовые доски и рассылались по провинциям, а затем вывешивались во всех основных городах империи в местах скопления людей. «Acta Diurna» сообщала гражданам о делах в сенате и о военных победах, о правительственных скандалах, судебных процессах и казнях.
В Азии газеты появляются чуть позже – в VШ-ом веке газеты появились в Пекине и распространялись в виде рукописных листовок.
Первые газетные тексты носили скорее информационный, чем публицистический характер. Одной из предпосылок возникновения публицистики как способа убеждения читателя стала риторика, появившаяся также в античную эпоху в Древней Греции. Один из первых трактатов по риторике назывался «Красноречие есть работница убеждения». А разве не убеждением занимается разновидность журналистики – публицистика?
Использование слова в общественно важных делах породило профессии, с ним связанные. Например, существовала такая профессия, как логограф – прообраз адвоката, произносившего речи на суде за своих клиентов. Формировался свод правил, которыми должен был руководствоваться говорящий публично. Здесь были и первые этические правила. Так проявилась еще одна общая черта для всех профессий информационно-коммуникационного цикла – наличие этических кодексов, которые должен соблюдать специалист, работающий в информационно-коммуникативной сфере. Изоскрат первый обратил внимание на имидж политического оратора. Он утверждал, что «репутация почтенного и порядочного гражданина увеличивает доверие слушающих к словам выступающего». Аристотель в «Риторике» говорил, что тому, кто вызывает уважение, легче убедить своих слушателей, так как больше доверия вызывает человек хороший.
Следующий этап в развитии информационно-коммуникативной деятельности исследователи называют протожурналистика и связывают с эпохой Возрождения. Дело в том, что именно в эпоху Возрождения формируется интеллигенция, многочисленный слой людей, для которых духовное творчество становится профессией. Человек в эту эпоху старался глубже осмыслить состояние общества (отсюда повышенный интерес к морали, эстетике, этике, историографии). Условием для возникновения интеллигенции являлось наличие достаточно стабильных средств коммуникации, сделавших возможным свободный обмен идеями и распространение знаний. С новой эпохой в книгопечатании вообще, и в современном газетном деле, в частности, связывают имя Иоганна Гутенберга, создавшего в 1447 году печатную машину. После этого начался бум издания информационных листовок, которые обслуживали растущий купеческий класс, снабжая новостями, важными для ведения торговли и коммерции. К концу XV века рукописные листовки появились во многих немецких городах. Эти памфлеты часто носили весьма сенсационный характер; в одном из них рассказывалось о тех страданиях, которым подвергались в Трансильвании германские подданные, попавшие в руки Влада Дракулы.
В 1556 году правительство Венеции стало издавать «Notizie scritte» («писаные новости»), за которую читатели платили мелкой монеткой, называвшейся «gazetta». Считается, что именно отсюда пошло название «газета». В ней сообщалось в основном о действиях турецкого султана Сулеймана II, с которым венецианская республика вела многолетние войны.
Эпоха Возрождения и Новое время – это период, когда публицистика проявила себя наиболее ярко. Одним из прототипов публициста, откликавшегося на злобу дня, являлся Франческо Петрарка, сидевший за публичное высказывание своих революционных убеждений в тюрьме, и, тем не менее, не отрекшийся от них.
В Новое время публицисты были в то же время и представителями других духовных профессий. Так Джон Мильтон – одновременно государственный деятель и литератор.
Нельзя не сказать и о параллельном развитии другой ветви – коммерческой журналистики. Прототипом журналиста, работающего исключительно ради денег, а не идеи, называют Пьетро Аретино (XVI в.). Он обладал хорошо налаженной службой поиска информации о неблаговидных поступках высокопоставленных лиц, писал критические памфлеты, а платили ему в основном за то, чтобы он молчал.
Говоря об особенностях развития публицистики в России, стоит отметить сильную связь первой российской публицистики с властью с одной стороны, и церковной литературой, с другой. Как известно, первую российскую газету «Ведомости» учредил Петр I, а первые произведения древнерусской литературы – Жития Феофана Заточника и протопопа Аввакума (XVI в.), который пишет публицистические произведения о расколе в церкви и старообрядчестве. Иван Пересветов, который считается светским публицистом, также отразил в своем творчестве международный политический опыт и русское еретическое наследие. Журналы Новикова «Живописец» и «Трутень», имевшие оппозиционный характер правительству Екатерины II, возникают только в 1770 – 1780 гг. Это первые оппозиционные журналистские тексты.
Отделившись от смежных видов информационно-коммуникативной деятельности журналистика оставалась внутренне синкретичной профессией – первые журналисты (их называли в XVI в. – типографы) создавали шрифты, выполняли обязанности редактора, издателя, продавца. Даниэль Дефо, издававший журнал «Ревю», сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы.
В XVII в. у типографа появляются профессиональные обязанности, выполняя которые он может заниматься издательской деятельностью. Так во Франции нужен был сертификат, дающий право заниматься издательской деятельностью. Его могли получить люди, имеющие хорошее образование, знающие латынь и греческий.
В первой половине XVII века газеты стали выходить в виде регулярных изданий. Первые современные газеты появились в западноевропейских странах – Германии (Avisa Relation oder Zeitung, 1609 г.), Франции (Gazette, 1631 г.), Бельгии (Nieuwe Tijdingen, 1616 г.) и Англии (газета London Gazette, основанная в 1665 году, издается и сегодня в качестве судебной газеты). Эти периодические издания писали в основном о том, что происходит в Европе, а иногда публиковали информацию из Америки или Азии. При этом национальные события освещались в них крайне редко; так, английские газеты писали в основном о военных ошибках Франции, а французские – о скандалах в британском королевском семействе. Сдвиг в пользу местных проблем стал намечаться только к концу XVII века.
Жесткая цензура правительств разных стран над СМИ стала причиной того, что в 1766 году Швеция стала первой страной, где был принят закон о защите свободы прессы.
Период синкертичности и персонального журнализма закончился только в XVIII – XIX вв., когда обмен информацией начал приобретать международный характер. Начавшийся в 19 в. период развития журналистики называют «новый журнализм». В журналистике произошла дифференциация как внутри профессии, так и по отношению к смежным областям (например, литературному творчеству), и только с этого момента ее можно называть вполне сформировавшейся сферой деятельности. И, тем не менее, слова «писатель», «сочинитель», «литератор», «журналист» еще долго продолжают восприниматься как синонимы.
В начале XIX в. значительный объем рекламы и объявлений создавал условия для коммерциализации и финансовой независимости прессы. Появляется две концепции прессы: журналист как идеолог и политический борец и как предприниматель. Каждая концепция подразумевала свои требования к журналисту - профессионалу.
В России XIX в. словесность неотделима от гражданского подвижничества, а настоящая журналистика – это всегда публицистика. Н.А. Радищев произнес фразу, точно характеризующую отношение к журналистской деятельности: «Журналисты – историки своего времени». На публицисте лежит ответственность за решение вопроса: сохранять ли стабильность государственной системы или выступать как ее критик? В этой связи широко известны имена ярчайших российских публицистов XIX в. В. Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского.
Предпринимательское предназначение журналиста также представлено довольно яркими личностями. Основатель агентства «Рейтер» Пол Джулиус Рейтер описывается современниками как авантюрист, искатель выгоды. «Живи Рейтер двумя поколениями раньше – в Англии XVIII века, он стал бы продавать хлопок – самый главный товар индустриальной революции. Если бы он занялся бизнесом в начале XX в., то превратился бы в нефтепромышленника. Он отдал предпочтение новостям, потому что рыночный спрос на них был высок как никогда раньше»14.
Изобретение в 1844 году телеграфа кардинально изменило печатные медиа. Теперь информацию стало возможно передавать за считанные минуты, делая репортажи более актуальными и злободневными. Газеты начали появляться по всему миру. В Японии первая ежедневная газета «Yokohama Mainichi Shimbun» появилась в 1870 году (несмотря на то, что печать при помощи подвижной литеры появилась в Японии еще в конце 16-го века).
К середине XIX века газеты были главным способом распространения и получения информации. В 1890 – 1920 гг., которые стали «золотым веком» печатных медиа, Вильям Рэндольф Херст, Джозеф Пулицер и Лорд Нортклиф создали свои издательские империи. Эти люди обладали огромным влиянием в медиа-отрасли.
Среди редакторов-реформаторов прославился Эмиль де Жириарден – один из родоначальников массовой прессы, произведший коренную коммерческую трансформацию французской газеты и ставший прообразом руководителя-торговца. Он принимал журналиста на работу в полном соответствии с существовавшими тогда условиями рынка.
Предметом дискуссий в XIX в. стала оплата авторского труда. Для одних – это естественное влияние времени и способ повышения профессионального уровня изданий, для других – это вид подкупа.
Одним из отличительных признаков «нового журнализма» XIX в. явилось то, что фундаментальной функцией газеты становилось распространение информации, а не «взглядов и мнений». Здесь находится рубеж типологического членения прессы на качественную и массовую. Таким образом, только на рубеже XX в. оперативность становится эталоном журналистского мастерства.
Происходит разделение труда в редакциях. Если в начале «эры Гутенберга» все обязанности выполнял типограф, то сейчас в редакциях появились художники, экономисты, зарубежные журналисты, редактор, спортивные комментаторы. В 80-е годы XIX в. штат американской газеты «Уорлд» включал в себя 1300 человек.
В XIX в. развивается аналитическая журналистика. Персональный журнализм не погружался в причины явлений, а она исследовала избранный предмет или явление: каковы причины его возникновения, в чем особенности развития, к чему это приведет в дальнейшем. К возникновению аналитической журналистики привело увлечение научностью как формой подачи текста и формой мышления. В текстах, написанных в духе аналитической журналистики, ясно прослеживалась цепочка взаимодействия факта, анализа, оценки. К. Маркса и Ф.Энгельса вполне можно назвать журналистами такого типа.
Особенностями XX века в развитии журналистики являются появление радио и ТВ как новых типов СМИ, монополизация прессы, массовизация и формирование информационного рынка.
Журналистика становится профессией только к началу XX в. Происходит резкое увеличение зарплаты в сфере журналистики и стабилизация социального статуса журналиста. В начале XX в. как в Европе, так и в Америке получает развитие журналистское образование. Профессии журналиста начали обучать. Первый специальный факультет журналистики появился в 1908 году в университете штата Миссури, США. Появляются специализированные организации в сфере журналистики (общество ОСНЕ – американское общество редакторов газет; национальный институт журналистики в Великобритании; во Франции – профсоюз французских журналистов). В 1926 году создана первая международная организация – Международная Федерация журналистов.
В 20–е гг. новым недорогим и очень популярным средством массовой информации становится эфирное радио. 2 ноября 1920 года в городе Питтсбург под руководством Гарри Дэвиса начала работу KDKA – первая коммерческая радиостанция в США. Радиостанция KDKA помимо блока новостей передавала музыкальные и спортивные передачи, а также письма слушателей. Уже в 1922 году в США насчитывалось более 576 радиостанций. Из них 72 являлись образовательными, 29 – рекламными, 12 – религиозными. В 20-е годы появляются крупные радиокорпорации: RCA, BBC, RAI.
Радио активно осваивало различные развлекательные жанры – радиопостановки, спортивные репортажи, музыкальные передачи.
Сила воздействия новых коммуникационных технологий оказалась велика. Паника 1938 года, вызванная радиоинсценировкой романа Герберта Уэллса «Война миров», когда большая часть слушателей поверила сообщению диктора о высадке марсиан, стала классическим примером влиятельности радио. Во Вторую мировую войну радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран.
Телевидение получило широкое распространение только после Второй мировой войны. Новое СМИ довольно быстро нашло свой собственный язык и манеру вещания. Появились новые телевизионные жанры, как телевикторины, различные телешоу, документальные программы, блоки новостей, коммерческие и рекламные ролики, музыкальные клипы, телеспектакли, телефильмы и телесериалы. Рождение первых телесериалов связано с деятельностью британской компании ВВС, которой в 1940-е годы был снят знаменитый телесериал «Лучники», ставший классикой жанра.
Внедрение ТВ и вхождение его в обиход произошло очень быстро. Уже в 60-е годы ТВ входит в среднюю семью в развитых странах, к концу 60-х годов аудитория ТВ составляет 95 % лишь в развитых странах. В конце 60-х годов благодаря своим аудиовизуальным свойствам ТВ становится доминирующим СМИ.
Монополизация прессы, строго говоря, начинается еще в XIX веке. Историческим свидетельством тому является первый формальный международный договор крупнейших мировых агентств о разделе сфер влияния, подписанный в 1870 году. Но особый размах она принимает именно в XX в. Коммерциализация и вытеснение местных изданий филиалами, внедрение новых технологий оказываются губительными для мелких конкурентов крупным СМИ. Объединение и контроль над процессом создания, распространения и, как следствие, политической и идеологической направленностью СМИ являются основными характеристиками монополизации.
Процесс поглощения крупными изданиями более мелких продолжается. Так, если в 30-е годы XX века в Британии насчитывалось 500 городов, в которых выпускались конкурирующие издания, то сейчас их только 30. В США только два города – Нью-Йорк и Сан-Диего – в которых выходит более двух изданий. А из 25 миллионных городов лишь в двенадцати есть хотя бы две газеты, принадлежащих разным владельцам.
Хрестоматийным примером стала покупка крупнейшей компанией AOL, чьими мультимедиа-услугами пользуются более 70 % пользователей США, в январе 2001 года компании Time Warner. Таким образом, список своих дочерних компаний AOL-Time Warner расширила за счет телеканалов CNN, HBO, Cinemax, TBS Superstation, Turner Network Television, Turner Classic Movies, Warner Brothers Television, Cartoon Network, Sega Channel, TNT, Comedy Central, Court TV; 33 журналов, включая Time, Sports Illustrated, People, In Style, Fortune, Book of the Month Club, Entertainment Weekly, Life, DC.
Сегодня миром информации и развлечений правят несколько мультинациональных корпораций: AOL-Time Warner, Disney, General Electric, News Corporation, Viacom, Vivendy Universal.
Особенностями российских процессов монополизации и концентрации явились, прежде всего, политические интересы их владельцев, гарантировавшие в последующем экономическую прибыль.
В 1990-е годы в России создались крупные олигархические информационные империи (В. Гусинский, Б. Березовский В. Потанин, Р. Вяхирев и др.).
Одним из факторов массовизации является то, что в начале XX века пресса превращается из элитного инструмента в средство массовой информации, Необходимость для качественных изданий переходить на более массовый формат объясняется тем, что у качественных изданий падают тиражи. Массовизация проявляет себя как формально, так и содержательно. Так, в Британии 4 из 5 общественных ежедневных качественных газет перешли на таблоидный формат: “Times”, “Daily Telegraph”, “Guardians”, “Independent”.
Что касается содержания, то например “Times” впервые за 200 лет ввела специальную рубрику для женщин. Как тенденцию к массовизации можно отметить и рост количества спортивной информации.
Увеличивается аудитория, воспринимающая информацию только из аудиовизуальных СМИ, что также способствует массовизации. «Характерно, что, в отличие от более старых образно-символических техник литературы, музыки, изобразительных искусств, ни на самом телеэкране, ни за его пределами нет институции телевизионной критики и роли критика как общественного эксперта, делающего показанное предметом рефлексии, сравнения, разбора. Телевизор — не инструмент коммуникации между группами, кружками, слоями; он в большей степени обращается к обществу в виде массы, ко «всем как один», почему, особенно в российских условиях, работает на человека семейного, но не человека публичного»15.
Таким образом, кратко проследив историю возникновения и развития журналистики, мы убедились в ее генетическом родстве с другими специальностями информационно-коммуникативного цикла.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов