logo
fedotova_tipsmi

10.8. Журналистское расследование

Его предметом обычно становится яркое, скандальное по своей сути, сенсационное явление, которое влечет за собой серьезные неприятные или даже катастрофические последствия для большой массы людей, и сведения о котором обычно скрываются.

Цель журналистского расследования – обнаружить эти негативные сведения, которые тщательно маскируются под благополучную действительность или скрываются. Основной вопрос, который задает журналист, работающий в этом жанре: почему? Не менее важным здесь является еще один вопрос: как? Причем ответ на второй вопрос занимает в расследовании обычно большую часть времени (в ходе расследования) и места (в самой публикации). Выдвигая предположения о причинах происходящего, сопоставляя факты, журналист пытается определить истину.

В силу сложности получения информации в жанре расследования журналист может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, уделяющим внимание каждой мелочи, способной пролить свет на происходящее, вывести журналиста на верный след, а с другой — с ученым, пытающимся обнаружить причинно-следственные связи загадочных объектов. И, так же как и представителям этих профессий, журналисту, ведущему расследование, необходимо позаботиться о доказательности фактов, которые он будет использовать в своем материале. Ценными в этом смысле являются свидетельства близких к предмету расследования лиц (бывших жен, друзей, сотрудников). Неизбежной в этом жанре становится и конфиденциальность источников информации. Это означает, что журналист должен хранить все полученные им документы (письма, магнитные записи, фотографии и др.) в очень надежных местах. Они ни при каких обстоятельствах не должны передаваться властям, за исключением случаев, когда на это получено разрешение людей, предоставивших эти документы в распоряжение журналиста. Особое внимание при журналистском расследовании нужно обратить и на надежность источников информации, ведь небрежность в их подборе будет способствовать распространению дезинформации.

Характерной чертой текста журналистского расследования является присутствие автора в ряду действующих героев рассказанной истории. А.А. Тертычный пишет: «Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути, какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, автор тем самым делает процесс расследования наглядным, впечатляющим, что явно отличает данный жанр от других жанров, например статьи»71.

Приступая к расследованию, часть необходимых сведений журналист может получить из открытых источников — газет, журналов, теле- и радиопередач, библиотек, баз компьютерных данных, Интернета. Эта открытая информация может направить ход мысли журналиста в нужную сторону, например, подсказать, где следует искать интересующие его документы. Но, конечно, основной объем сведений, непосредственно связанных с предметом расследования, журналист может получить при помощи наблюдения (часто и включенного), беседы с близкими к предмету расследования людьми и изучения документов. В связи со спецификой предмета исследования здесь журналисту могут также помочь и правоохранительные органы и в качестве источника информации и в качестве защиты самого журналиста и его источников информации. Однако это сотрудничество нельзя и переоценивать. Часто контакт с правоохранительными органами может быть только неформальным, в силу того, что официально сотрудники милиции не разглашают сведения журналистам до окончания расследования.

Прежде чем приступить к изучению явления, ситуации, журналист выстраивает себе некую гипотезу. Ее роль в расследовании чрезвычайно важна. Правильная гипотеза помогает сделать максимально информативным любой, даже самый слабый сигнал. И, наоборот, отсутствие гипотезы мешает увидеть даже очевидные факты.

Журналисту, работающему в жанре расследования, трудно бывает сохранить объективность, непредвзятость в истолковании собранных фактов. В процессе расследования любые факты могут трактоваться в пользу первоначальной гипотезы, а детали, которые в нее не вписываются, просто отбрасываться. Достичь объективности можно через четкое разграничение факта и мнения, через представление противоположных точек зрения на предмет журналистского расследования, через подробное представление доказательств.

Еще несколько замечаний, касающихся текста журналистского расследования. Стоит обратить особое внимание на обоснованность выводов журналиста. Они должны базироваться на строгой системе доказательств, которые журналист в состоянии подтвердить документально или свидетельствами помогающих ему в расследовании людей, в том числе и в суде.

Стоит обратить внимание и на единство темы расследования. В ходе сбора материала могут всплывать негативные факты из смежных областей, например, известная организация, чья деятельность по отмыванию денег заинтересовала журналиста, может еще и не платить налоги. Это тоже преступно, но должно стать темой другого журналистского расследования, построенного на своей собственной системе доказательств.

Виды журналистского расследования: расследование-репортаж и расследование-панорама.

В расследовании-репортаже автор наглядно показывает читателям поиск разоблачительных фактов и документов, результаты журналистского поиска, поведение участников ситуации. В целом же материал своим сюжетом напоминает детективную историю.

Основа расследования-панорамы – авторское размышление, сопоставление обнаруженных фактов, находок, свидетельских показаний, документов. Осмысливая причины происходящего на его глазах, журналист высказывает свои догадки, часто оставляя выводы незавершенными.

В заключение разговора о расследовании – пример текста этого жанра.

« МИНИСТЕРСКИЕ» АМБИЦИИ

Когда в декабре 1997 года продюсер Евгений Фридлянд, заручившись поддержкой композитора Кима Брейтбурга, решил организовать мальчиковый ансамбль, исполняющий красивые песенки в стиле «r’n’b», ему и в голову не могло прийти, что подросшие артисты разорвут отношения с отцом-основателем столь экстравагантным способом. Участники группы «Премьер-министр» решили, что теперь они вполне самостоятельны и способны сами справиться со всеми финансовыми и творческими проблемами. Уходя, артисты не только не попрощались, но и громко хлопнули дверью – свои права они намерены отстаивать в суде. По имеющейся у нас информации причин претендовать на репертуар, а тем более на название группы, у участников коллектива нет.