10.8. Журналистское расследование
Его предметом обычно становится яркое, скандальное по своей сути, сенсационное явление, которое влечет за собой серьезные неприятные или даже катастрофические последствия для большой массы людей, и сведения о котором обычно скрываются.
Цель журналистского расследования – обнаружить эти негативные сведения, которые тщательно маскируются под благополучную действительность или скрываются. Основной вопрос, который задает журналист, работающий в этом жанре: почему? Не менее важным здесь является еще один вопрос: как? Причем ответ на второй вопрос занимает в расследовании обычно большую часть времени (в ходе расследования) и места (в самой публикации). Выдвигая предположения о причинах происходящего, сопоставляя факты, журналист пытается определить истину.
В силу сложности получения информации в жанре расследования журналист может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, уделяющим внимание каждой мелочи, способной пролить свет на происходящее, вывести журналиста на верный след, а с другой — с ученым, пытающимся обнаружить причинно-следственные связи загадочных объектов. И, так же как и представителям этих профессий, журналисту, ведущему расследование, необходимо позаботиться о доказательности фактов, которые он будет использовать в своем материале. Ценными в этом смысле являются свидетельства близких к предмету расследования лиц (бывших жен, друзей, сотрудников). Неизбежной в этом жанре становится и конфиденциальность источников информации. Это означает, что журналист должен хранить все полученные им документы (письма, магнитные записи, фотографии и др.) в очень надежных местах. Они ни при каких обстоятельствах не должны передаваться властям, за исключением случаев, когда на это получено разрешение людей, предоставивших эти документы в распоряжение журналиста. Особое внимание при журналистском расследовании нужно обратить и на надежность источников информации, ведь небрежность в их подборе будет способствовать распространению дезинформации.
Характерной чертой текста журналистского расследования является присутствие автора в ряду действующих героев рассказанной истории. А.А. Тертычный пишет: «Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути, какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, автор тем самым делает процесс расследования наглядным, впечатляющим, что явно отличает данный жанр от других жанров, например статьи»71.
Приступая к расследованию, часть необходимых сведений журналист может получить из открытых источников — газет, журналов, теле- и радиопередач, библиотек, баз компьютерных данных, Интернета. Эта открытая информация может направить ход мысли журналиста в нужную сторону, например, подсказать, где следует искать интересующие его документы. Но, конечно, основной объем сведений, непосредственно связанных с предметом расследования, журналист может получить при помощи наблюдения (часто и включенного), беседы с близкими к предмету расследования людьми и изучения документов. В связи со спецификой предмета исследования здесь журналисту могут также помочь и правоохранительные органы и в качестве источника информации и в качестве защиты самого журналиста и его источников информации. Однако это сотрудничество нельзя и переоценивать. Часто контакт с правоохранительными органами может быть только неформальным, в силу того, что официально сотрудники милиции не разглашают сведения журналистам до окончания расследования.
Прежде чем приступить к изучению явления, ситуации, журналист выстраивает себе некую гипотезу. Ее роль в расследовании чрезвычайно важна. Правильная гипотеза помогает сделать максимально информативным любой, даже самый слабый сигнал. И, наоборот, отсутствие гипотезы мешает увидеть даже очевидные факты.
Журналисту, работающему в жанре расследования, трудно бывает сохранить объективность, непредвзятость в истолковании собранных фактов. В процессе расследования любые факты могут трактоваться в пользу первоначальной гипотезы, а детали, которые в нее не вписываются, просто отбрасываться. Достичь объективности можно через четкое разграничение факта и мнения, через представление противоположных точек зрения на предмет журналистского расследования, через подробное представление доказательств.
Еще несколько замечаний, касающихся текста журналистского расследования. Стоит обратить особое внимание на обоснованность выводов журналиста. Они должны базироваться на строгой системе доказательств, которые журналист в состоянии подтвердить документально или свидетельствами помогающих ему в расследовании людей, в том числе и в суде.
Стоит обратить внимание и на единство темы расследования. В ходе сбора материала могут всплывать негативные факты из смежных областей, например, известная организация, чья деятельность по отмыванию денег заинтересовала журналиста, может еще и не платить налоги. Это тоже преступно, но должно стать темой другого журналистского расследования, построенного на своей собственной системе доказательств.
Виды журналистского расследования: расследование-репортаж и расследование-панорама.
В расследовании-репортаже автор наглядно показывает читателям поиск разоблачительных фактов и документов, результаты журналистского поиска, поведение участников ситуации. В целом же материал своим сюжетом напоминает детективную историю.
Основа расследования-панорамы – авторское размышление, сопоставление обнаруженных фактов, находок, свидетельских показаний, документов. Осмысливая причины происходящего на его глазах, журналист высказывает свои догадки, часто оставляя выводы незавершенными.
В заключение разговора о расследовании – пример текста этого жанра.
« МИНИСТЕРСКИЕ» АМБИЦИИ
Когда в декабре 1997 года продюсер Евгений Фридлянд, заручившись поддержкой композитора Кима Брейтбурга, решил организовать мальчиковый ансамбль, исполняющий красивые песенки в стиле «r’n’b», ему и в голову не могло прийти, что подросшие артисты разорвут отношения с отцом-основателем столь экстравагантным способом. Участники группы «Премьер-министр» решили, что теперь они вполне самостоятельны и способны сами справиться со всеми финансовыми и творческими проблемами. Уходя, артисты не только не попрощались, но и громко хлопнули дверью – свои права они намерены отстаивать в суде. По имеющейся у нас информации причин претендовать на репертуар, а тем более на название группы, у участников коллектива нет.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов