Послесловие
Раньше инспектора ОДН знали всех своих подопечных, преступивших черту законности. Но и тогда, по их мнению, редко их судьбы складывались благополучно. Они попадали в колонии для несовершеннолетних, и тогда уже надежда на исправление призрачна и хрупка.
Сейчас никто не скажет и не знает, сколько в России беспризорников по свету мается.
За 6 месяцев 2006 года на участках обслуживания Линейного управления УВДТ в суд направлено 21 уголовное дело в отношении несовершеннолетних, это выше аналогичного периода прошлого года на 16,6 процента.
13 преступлений совершено подростками в группах. Основную долю преступлений составляют кражи.
Из 29 правонарушений, представляющих опасность движению поездов, 25 случаев раскрыты.
Кто же остановит этих юных правонарушителей, бегущих из родительского дома, который оказался для них чужим, и из детского дома, который так и не стал для них родным? Кто отведет от них беду?!
Татьяна МИНАЕВА
«Омский вестник» 19 июля 2006 года
Эта статья посвящена судьбам брошенных, беспризорных детей, часто оказывающихся на вокзале. Задача автора материала – обозначить проблему безнадзорности и бесприютности детей. В статье прослеживается несколько линий рассуждения:
– произошел обвал уровня детской беспризорности;
– для некоторых семей бросать своих детей уже не является аномалией, что не может не создавать угрозу для общества;
– трудные подростки, которым пытаются помочь, не хотят работать;
– основная причина ухода ребенка из дома – обида на близких людей;
– правонарушения такие подростки совершают в основном «за компанию».
Поскольку статья – это всегда развернутый поиск закономерностей, структурно она представляет собой цепь умозаключений (от частного к общему или от общего к частному). Это определяет и композицию повествования, и место факта в тексте. В вышеприведенной статье – от общего (статистики беспризорности по России) к частным случаям из практики УВДТ и вновь к статистическим данным об уровне детской преступности на транспорте. Последнее обращение к статистическим данным понадобилось автору статьи, чтобы еще раз подчеркнуть актуальность проблемы, необходимость над ней задуматься.
Автору статьи необходимы аргументы, в которых аккумулирован опыт общества по типичным явлениям, ситуациям, процессах в разных жизненных сферах. Здесь на помощь журналисту приходят справочники и другая специальная литература. В нашем примере аргументация представляет собой ряд конкретных случаев и статистический материал.
Современная статья активно вбирает в себя элементы других жанров – репортажа, очерка, корреспонденции, интервью. Она становится более эмоциональной по тону, более личностной.
Перечислим жанровые признаки статьи:
глобализация границ повествования – пространственно-временные пределы текста не ограничены отдельным событием или несколькими событиями, а определяются масштабностью фактов и их разнообразием;
факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из различных источников – наблюдений, бесед, обработки документов, статей коллег, писем в редакцию и т. д.;
структура текста статьи – это система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами;
стиль статьи объективирован: текст чаще всего выдержан в интонациях научной лексики, журналист обращается к логически-понятийному категориальному аппарату, стремится к четкости формулировок.
Сосредоточим внимание на некоторых аспектах подготовки статьи.
Сложность ее структурной организации заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые требуют тщательного отбора, систематизации и классификации, нахождения причинно-следственных связей между ними и т. д. Целостность текста в этих условиях может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты своего выступления.
В статье важно не просто рассказать читателю об определенных фактах, а сделать их доказательствами своего тезиса, основной мысли статьи.
Первое, что должен сделать журналист, приступая к ее подготовке, — определить, что именно он хотел бы сказать о том вопросе, который, по его мнению, заслуживает рассмотрения в прессе. Иными словами, он должен сформулировать основные тезисы выступления. С этой целью он использует имеющиеся знания об объективных законах и закономерностях, действующих в той сфере, к которой относится предмет будущего выступления. Именно суждения о них и будут основными тезисами статьи. Далее ему необходимо рассмотреть, как эти законы и закономерности проявляют себя относительно обсуждаемого в статье конкретного феномена, т.е. соотнести сформулированные тезисы с актуальным современным опытом. Суждения об этом опыте и станут в статье аргументами в пользу выдвинутых тезисов.
Статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) — аргументы (основная часть) — вывод (концовка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение — показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т. п. При этом выявляются причинно-следственные связи между фактами, движущие силы проблемы, вырабатываются прогнозы ее развития.
Среди композиционных узлов статьи выделяют следующие:
«ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);
«постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;
столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);
«рекомендация» (своего рода «синтез) — производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);
«образный ориентир» — обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни (эквивалент развязки)62.
Такая структура позволяет автору придать статье динамичность. «Ввод» в проблему можно начать с основной характеристики события, с описания любопытной детали, подробности или со значимого диалога. Таким образом журналист не только привлечет внимание аудитории к поднимаемой им проблеме, но и вызовет интерес к теме публикации. «Постановка проблемы» предполагает обозначение наиболее существенных характеристик рассматриваемого вопроса, его актуальность, значимость и новизну. В целом в первой трети статьи автор поясняет читателю, почему данная ситуация анализируется, почему она важна для общества, почему ее надо разрешить. «Поскольку понимание ситуации зависит от того, насколько ясно осознаются актуальные проблемы и задачи, которые порождаются ею, то надо показать эти проблемы, задачи, их связь с ситуацией. Познакомив аудиторию с проблемами, задачами, условиями их возникновения в данной ситуации, автор далее может поставить вопрос о том, каким образом эти задачи, проблемы могут быть решены и в интересах каких сил. (Например: «Как задача А может быть решена в интересах В, если условия В еще не созданы?» Или: «Как задача может быть реализована в интересах В так, чтобы не наступили последствия С?)»63. Логической формой формулировки проблемы выступает вопрос, требующий разрешения. В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции вопросы делят на исследовательские и коммуникативные. В первом случае журналист пытается найти ответы на неразрешенные социальные, экономические, политические и иные вопросы, а во втором — стремится передать те или иные сведения, которые он почерпнул из различных источников. Формулировка вопроса помогает журналисту выстроить логику дальнейших рассуждений. С этой целью и выдвигаются «тезисы» и «антитезисы», требующие развернутого и аргументированного доказательства.
Тезис — один из элементов доказательства, истинность которого и обосновывается с помощью доказательства. Тезис должен удовлетворять двум правилам: во-первых, он должен быть сформулирован ясно и точно, исключая всякую двусмысленность и неопределенность; и, во-вторых, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства64.
Под термином «антитезис» понимают «суждение, противоречащее тезису доказательства и используемое в качестве исходной посылки логического вывода в доказательствах от противного»65. В структуре статьи суждение может быть представлено в форме триады: тезис — антитезис — синтез (вариант решения проблемы).
Важное место в структуре статьи занимает аргументация, показывающая логику авторских рассуждений. Под аргументацией обычно понимают приведение логических доводов для обоснования какого-либо положения. Аргументы, приводимые автором статьи, убеждают читателей в истинности того или иного авторского утверждения. С их помощью журналист может раскрыть суть явления. В процессе доказательства устанавливается истинность какого-либо утверждения путем приведения тех утверждений, истинность которых уже доказана. В «доказательстве различаются тезис — утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, — те утверждения, с помощью которых доказывается тезис»66. Основными компонентами доказательства являются: констатация — анализ — оценка — вывод.
Это основная часть статьи. Здесь автор может сосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, постараться выяснить, почему задача до сих пор еще не решена. Кроме того, он может показать, как, каким образом достичь цели или приблизиться к ней, какие конкретно шаги стоит предпринять для этого.
Наконец, в заключение автор делает выводы, исходя из предпринятого анализа, поясняет перспективы развития ситуации, говорит о том, какие новые задачи и проблемы должны быть решены далее.
В зависимости от целей, которые ставит перед собой журналист, статья по классификации А. А. Тертычного67 может носить общеисследовательский, практико-аналитический (проблемный) или полемический характер.
В общеисследовательской статье важна прежде всего способность автора теоретически объяснить причины существования рассматриваемой проблемы и предложить конкретные решения.
К этой группе относятся публикации, в которых анализируются предельно широкие вопросы: направления социально-экономического развития страны, вопросы имиджа России за рубежом, проблемы взаимоотношений власти и общественных организаций и т.п.
Общеисследовательская статья требует высокого уровня обобщения, исследования частных фактов в глобальной перспективе. При отсутствии серьезной системы доказательств и оперирования фактами, статья начинает носить лозунговый характер и превращается в пропагандистскую. Кроме того, такая статья требует не только знания какой-то конкретной проблемы, но предполагает теоретическое объяснение ее существования.
Практико-аналитическая (проблемная) статья обращается к актуальным практическим проблемам отдельных сфер человеческой жизни и деятельности: промышленности, сельского хозяйства, культуры, науки, образования, бизнеса и т.д. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Автор практико-аналитической статьи ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере и т.д., оценить эти ситуации, определить тенденции их развития, назвать, проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности найти пути эффективного разрешения этих задач.
Подготовка проблемной статьи начинается с изучения проблемной ситуации, конфликта, существующего в реальности между желаемым и возможным.
Чем больше журналист знает о том предмете, который исследует, чем компетентнее он в той сфере, которую освещает и считает «своей темой», тем больше у него шансов выступить с интересным проблемным материалом. Правильная постановка проблемы возможна только на основе достоверного знания. Уточнение проблемы осуществляется в ходе анализа существующей ситуации, поиска информации, выяснения причин возникновения проблемы, определения целей и мотивов участников ситуации, существующих условий и путей развития ситуации.
Получив подобную информацию, автор может сформулировать основную проблему для обсуждения в будущем выступлении. Проблема должна быть принципиально разрешимой, важной для большого числа людей, всего общества. В противном случае это не проблема, а «проблемоид». А.А. Тертычный говорит об этом следующее: «В современной журналистике встречается достаточно много статей, претендующих на статус проблемных, однако по сути ими не являющихся: иногда речь в них идет о вопросах, не заслуживающих общественного внимания, или же рассматриваются «проблемоидные» ситуации. В этих случаях проблемы предстают в формулировках такого типа: «Как стать брюнетом?», «Почему Моисеев не нравится Жирику?», «Как взять автограф у Пугачевой?» и пр. Порой формулировки отражают псевдопроблемы: «Почему инопланетяне не идут на контакт с землянами?», «Как сделать человечество счастливым?», «Как построить вечный двигатель?» и пр. Подобного рода «проблемы» журналисты называют «проблемоидами»68.
Хорошая проблемная статья обязательно содержит ответ на тот вопрос, который задал себе и читателям журналист в ходе работы над материалом, предложение путей решения проблемы, программы действий по ее устранению, прогноз развития проблемной ситуации. Нередко серьезную программу по преодолению проблемы составляют специалисты в соответствующей сфере деятельности. Журналист в этом случае изучает программу, знакомит с ней аудиторию и делает собственные предположения о том, поможет ли она решению проблемы.
В зависимости от степени подготовленности читателей, которым адресована газета (специалистам данной отрасли или более широкому кругу) журналист определяет степень уместности профессиональной лексики и необходимость разъяснения деталей в практико-аналитической статье.
Полемические статьи обычно публикуются тогда, когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам. Чаще всего такие статьи публикуются во время избирательных кампаний. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление в печати, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, и выражающее оценки и представления, с которыми автор этой статьи согласиться не может. В полемической статье журналист нередко использует не только логические, но и эмоциональные способы воздействия на читателей (в отличие от общеисследовательской и практико-аналитической). Для полемической статьи очень важно, чтобы журналист приводил аргументированные доводы и не превышал этические границы своей профессии – например, позволяя себе резкие выпады в адрес конкретной личности или вторжение в чью-то личную жизнь.
Цель полемической статьи: обосновать авторскую позицию по спорному вопросу в противоположность позиции своего оппонента. Поэтому автор осуществляет тщательный отбор фактов, используя только те из них, которые подтверждают его позицию. В отличие от общеисследовательской и практико-аналитической статьи, в полемической не приводятся факты, которые противоречат тезисам автора. В качестве антитезиса здесь выступает сообщение оппонента, которое может цитироваться по ходу статьи.
Логическая структура полемической статьи таким образом представляет собой доказательное рассуждение, включающее в себя, с одной стороны, аргументацию в пользу главного тезиса автора выступления, а с другой — опровержение тезиса, содержащегося в выступлении оппонента.
Создание полемического текста, как и других разновидностей жанра статьи, должно начинаться с формулирования главной мысли (главного тезиса), которую далее автор будет отстаивать как в данном, так и в последующих выступлениях в ходе всей полемической кампании.
Следующее требование — доказательность доводов (аргументов) в пользу основной мысли выступления. Наибольшей доказательной силой для большей части аудитории обладают документы. За ними следуют свидетельские показания, мнения (особенно показания авторитетных для аудитории лиц). На третьем месте – личные наблюдения журналиста. Также следует обращать внимание на то, чтобы в качестве доказательства в полемике использовались действительно факты, а не мнения и ссылки на авторитет, выдаваемые за факты.
А вот что представляет собой универсальный метод для подготовки и написания статьи, названный методом Аристотеля. Разделите свою работу на шесть этапов.
Определите для себя тему и издание, для которого вы пишите (ориентируйтесь на специфику издания);
Соберите нужную информацию, не забывая ее тщательно проверить;
Постарайтесь сделать собственное умозаключение на основе собранных фактов;
Разработайте композицию вашего материала;
Начните с написания черновика, в котором изложите в вольном стиле все ваши мысли и отобранную информацию. Далее последуйте описанным выше требованиям к структуре статьи;
Обратите особое внимание на выводы и заголовок вашего материала. После того, как вы закончили писать, сделайте паузу, а затем прочитайте вашу статью «чужими глазами».
В заключение – еще один пример статьи, на этот раз – общеисследовательской.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов