logo
fedotova_tipsmi

9.1. Информационная заметка

Основа текстов этой группы жанров – новость, т.е. сообщение, содержащее информацию ранее неизвестную аудитории. Суть новости – факт – событие, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а новость – вариативна, так как предполагает определенную (хотя и не развернутую, как в аналитических жанрах) интерпретацию этого факта. Поэтому факт отличается от информационного повода. Информационный повод – это факт плюс его оценка журналистом сквозь призму социальной значимости.

Например, в Нижнем Тагиле состоялась выставка военной техники «Russian Expo Arms – 2006». Это факт (событие общественной жизни). А теперь посмотрим, какой аспект этого события выделили некоторые омские СМИ:

– интерес, проявленный на выставке к стенду омской делегации: «За два дня работы выставки «Russian Expo Arms – 2006» в г. Нижнем Тагиле стенд Омской области и омских предприятий посетило более 1 000 человек» («Омский вестник»);

– завершение процесса, его событийная сторона: «В понедельник омская делегация вернулась в выставки вооружений из Нижнего Тагила» («Омская правда – Намедни»);

– сопоставление омской и нижнетагильской выставок: «Нынешняя уральская выставка, судя по поступившей информации, опять оказалась на голову выше омской и по количеству показанных вооружений, и по числу участников, и по заключенным контрактам» («Ваш Ореол»);

– результаты посещения Нижнего Тагила омскими предприятиями: «Руководство ФГУП «Омсктрансмаш» договорилось об увеличении гособоронзаказа на второе полугодие 2006 года» («Коммерческие вести»).

Один из основных жанров этой группы – информационная заметка.

Заметка – краткое, в несколько строк информационное сообщение, отвечающее на вопросы Что? Где? Когда? Почему? и Зачем? с указанием на источник информации.

Важнейшие требования, предъявляемые к заметке:

Заметка должна информировать читателя ясно и быстро, полно и интересно. Говорят о протокольной бесстрастности информационной заметки, о ее изначальной объективности. Если вспомнить то, что было сказано выше об информационном поводе, очевидно, что это не так. Заметка изначально субъективна, поскольку предполагает рассказ о единичном факте, извлеченном из реальности вне показа взаимосвязи с другими фактами, и уже само его вычленение задает определенную степень субъективности.

Основное функциональное назначение жанра за­метки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть под­чинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают замет­ку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выно­сится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет со­кращать материал без ущерба для смысла.

Новость в авторской интерпретации представлена в лиде. Слово «лид» происходит от глагола «вести». «Лидом» в газетном языке называется непременная первая фраза каждой газетной или агентурной информации, выпукло резюмирующая содержание данного выступления, выделяющая или выносящая на первое место его главный факт, новость. Это фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации.

Наиболее эффективны следующие типы лида:

простое резюмирование (при подаче важной новости, которая интересна сама по себе): «Вчера на заседании Омского городского совета большинством голосов принято решение о повышении с 1 августа стоимости проезда в общественном транспорте до 8 рублей». Здесь присутствуют главные элементы материала: кто (Омский городской совет), что (принял решение о повышении стоимости проезда), когда (вчера) и как (большинством голосов).

Этот тип лида чаще всего используется для новостей, представляющих несомненный общий интерес, которые читаемы при самом простом изложении фактов в естественном порядке и простыми словами.

единичный лид выделяет только один важный аспект из стандартного набора вопросов: что-где-когда-как-почему и зачем. Например: «Рядовой омич, добирающийся на работу на общественном транспорте, с 1 августа будет платить за одну поездку 8 рублей».

Существуют такие новости, которые сами по себе не вызывают особого интереса в виду своей сложности, как например, сообщения из области медицины. Чтобы придать привлекательность такому сообщению используются варианты лида, перечисленные ниже.

драматический лид показывает событие как драматическое представление. Например: «Сегодня депутаты Омского городского совета непривычно долго совещались перед принятием решения. Председатель соответствующего комитета мэрии Александр Тарасов, приглашенный на заседание, нервно перекладывал бумаги. Повысят ли сегодня депутаты цену за проезд?»

лид, содержащий противопоставление фактов. Например: «В большинстве городов Западной Сибири проезд в общественном транспорте стоит шесть рублей, а в Омске с сегодняшнего дня – восемь».

лид, открывающийся цитатой. Например: ««Город нуждается в новых автобусах и в компенсации затрат транспортникам после повышения цен на топливо», – сказал председатель комитета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства городской администрации Александр Тарасов, объясняя причины сегодняшнего повышения цен на проезд в общественном транспорте».

персонифицированный. Он обычно основан на случае из жизни. «Сегодня санитарка городской больницы Татьяна Ковалева узнала, что снова повышается стоимость проезда. «Да, покупку нового костюма придется отложить» – подумала она». Мастерство журналиста здесь заключается в том, чтобы сделать этот лид максимально кратким и информативным.

реакция – последствия. Например: «Водители газелей вновь вчера вышли на митинг к библиотеке им. Пушкина. На этот раз поводом послужило решение Омского городского совета о повышении платы за проезд в общественном транспорте, после которого плата за проезд в «маршрутке» была уравнена с платой за проезд в городском автобусе».

аналитический. Например: «Городская администрация сломила сопротивление депутатов-коммунистов при принятии новых расценок за проезд в общественном транспорте, но ее имидж может теперь сильно пошатнуться».

ситуационный отчет. Например: «С повышением цен на проезд в общественном транспорте ситуация в городе представляется такой-то».

вопросительный. Например: «Что произошло бы, если бы депутаты Омского городского совета сегодня проголосовали против повышения цен на проезд в общественном транспорте?»

Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, заинтриговывание, лид-анонс, статистический, анекдотический, ретроспективный и др. Однако при всем разнообразии нужно обращать внимание, прежде всего, на информативную сторону лида (а не описательную или сенсационную). Суть лида должна легко превращаться в газетный заголовок. Если лид получается слишком громоздким, лучше разбить его на две фразы, даже на три, или пренебречь некоторыми деталями для дальнейшего изложения.

Немаловажное значение для информационной заметки имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. В зачине журналист может обозна­чить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т. д. Если в лиде автор стремится сообщить главную новость, то в зачине он, как правило, посредством различ­ных подробностей разворачивает действие. За зачином следуют подробности.

После лида могут следовать два-четыре абзаца, в которых факты излагаются более подробно. Далее абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость. Затем сообщается дополнительная информация об этих фактах и о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.

Приведем пример.

А ртисты ТЮЗа снимутся в сериале заголовок

Актрисы Омского театра для детей и молодёжи Александра Корнева и Марина Журило получили приглашения на Свердловскую киностудию для съёмок в новом телесериале. – лид

Омичи уже давно не удивля­ются, увидев на экране теле­визора или кинотеатра своих земляков, знакомых им по спектаклям в театрах города. Отечественные фильмы вновь востребованы и могут прино­сить производителям и кинопрокатчикам прибыль. (зачин - демонстрация уровня известности омских актеров, общественная значимость факта) А кинолентам и телесериалам нужны "свежие лица". (объяснение причин события) Александра Корнева и Марина Журило бу­дут сниматься в сериале кино­компании "Страна" с рабочим названием "Дело было в Гавриловке". Его жанр создатели определяют как детективную комедию. Сюжет, сроки окончания работы и телеканал, на ко­тором появится сериал, пока держатся в секрете. Однако "Вашему ОРЕОЛУ" удалось узнать, что снимает сериал режиссёр Владимир Рубанов, тоже знакомый омичам по ряду постановок в ТЮЗе (дополнительная информация о событии).

«Ваш Ореол» 19 июля 2006 года

Другой вариант композиции хронологический, когда после лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события.