9.1. Информационная заметка
Основа текстов этой группы жанров – новость, т.е. сообщение, содержащее информацию ранее неизвестную аудитории. Суть новости – факт – событие, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а новость – вариативна, так как предполагает определенную (хотя и не развернутую, как в аналитических жанрах) интерпретацию этого факта. Поэтому факт отличается от информационного повода. Информационный повод – это факт плюс его оценка журналистом сквозь призму социальной значимости.
Например, в Нижнем Тагиле состоялась выставка военной техники «Russian Expo Arms – 2006». Это факт (событие общественной жизни). А теперь посмотрим, какой аспект этого события выделили некоторые омские СМИ:
– интерес, проявленный на выставке к стенду омской делегации: «За два дня работы выставки «Russian Expo Arms – 2006» в г. Нижнем Тагиле стенд Омской области и омских предприятий посетило более 1 000 человек» («Омский вестник»);
– завершение процесса, его событийная сторона: «В понедельник омская делегация вернулась в выставки вооружений из Нижнего Тагила» («Омская правда – Намедни»);
– сопоставление омской и нижнетагильской выставок: «Нынешняя уральская выставка, судя по поступившей информации, опять оказалась на голову выше омской и по количеству показанных вооружений, и по числу участников, и по заключенным контрактам» («Ваш Ореол»);
– результаты посещения Нижнего Тагила омскими предприятиями: «Руководство ФГУП «Омсктрансмаш» договорилось об увеличении гособоронзаказа на второе полугодие 2006 года» («Коммерческие вести»).
Один из основных жанров этой группы – информационная заметка.
Заметка – краткое, в несколько строк информационное сообщение, отвечающее на вопросы Что? Где? Когда? Почему? и Зачем? с указанием на источник информации.
Важнейшие требования, предъявляемые к заметке:
оперативность;
релевантность (соответствие ее содержания интересам аудитории);
фактическая точность;
декодируемость (понятность для аудитории сути сообщения). Средний читатель газеты, прочтя, должен понять и запомнить его;
очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основного сообщения);
краткость информации.
Заметка должна информировать читателя ясно и быстро, полно и интересно. Говорят о протокольной бесстрастности информационной заметки, о ее изначальной объективности. Если вспомнить то, что было сказано выше об информационном поводе, очевидно, что это не так. Заметка изначально субъективна, поскольку предполагает рассказ о единичном факте, извлеченном из реальности вне показа взаимосвязи с другими фактами, и уже само его вычленение задает определенную степень субъективности.
Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.
Новость в авторской интерпретации представлена в лиде. Слово «лид» происходит от глагола «вести». «Лидом» в газетном языке называется непременная первая фраза каждой газетной или агентурной информации, выпукло резюмирующая содержание данного выступления, выделяющая или выносящая на первое место его главный факт, новость. Это фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации.
Наиболее эффективны следующие типы лида:
– простое резюмирование (при подаче важной новости, которая интересна сама по себе): «Вчера на заседании Омского городского совета большинством голосов принято решение о повышении с 1 августа стоимости проезда в общественном транспорте до 8 рублей». Здесь присутствуют главные элементы материала: кто (Омский городской совет), что (принял решение о повышении стоимости проезда), когда (вчера) и как (большинством голосов).
Этот тип лида чаще всего используется для новостей, представляющих несомненный общий интерес, которые читаемы при самом простом изложении фактов в естественном порядке и простыми словами.
– единичный лид выделяет только один важный аспект из стандартного набора вопросов: что-где-когда-как-почему и зачем. Например: «Рядовой омич, добирающийся на работу на общественном транспорте, с 1 августа будет платить за одну поездку 8 рублей».
Существуют такие новости, которые сами по себе не вызывают особого интереса в виду своей сложности, как например, сообщения из области медицины. Чтобы придать привлекательность такому сообщению используются варианты лида, перечисленные ниже.
– драматический лид показывает событие как драматическое представление. Например: «Сегодня депутаты Омского городского совета непривычно долго совещались перед принятием решения. Председатель соответствующего комитета мэрии Александр Тарасов, приглашенный на заседание, нервно перекладывал бумаги. Повысят ли сегодня депутаты цену за проезд?»
– лид, содержащий противопоставление фактов. Например: «В большинстве городов Западной Сибири проезд в общественном транспорте стоит шесть рублей, а в Омске с сегодняшнего дня – восемь».
– лид, открывающийся цитатой. Например: ««Город нуждается в новых автобусах и в компенсации затрат транспортникам после повышения цен на топливо», – сказал председатель комитета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства городской администрации Александр Тарасов, объясняя причины сегодняшнего повышения цен на проезд в общественном транспорте».
– персонифицированный. Он обычно основан на случае из жизни. «Сегодня санитарка городской больницы Татьяна Ковалева узнала, что снова повышается стоимость проезда. «Да, покупку нового костюма придется отложить» – подумала она». Мастерство журналиста здесь заключается в том, чтобы сделать этот лид максимально кратким и информативным.
– реакция – последствия. Например: «Водители газелей вновь вчера вышли на митинг к библиотеке им. Пушкина. На этот раз поводом послужило решение Омского городского совета о повышении платы за проезд в общественном транспорте, после которого плата за проезд в «маршрутке» была уравнена с платой за проезд в городском автобусе».
– аналитический. Например: «Городская администрация сломила сопротивление депутатов-коммунистов при принятии новых расценок за проезд в общественном транспорте, но ее имидж может теперь сильно пошатнуться».
– ситуационный отчет. Например: «С повышением цен на проезд в общественном транспорте ситуация в городе представляется такой-то».
– вопросительный. Например: «Что произошло бы, если бы депутаты Омского городского совета сегодня проголосовали против повышения цен на проезд в общественном транспорте?»
Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, заинтриговывание, лид-анонс, статистический, анекдотический, ретроспективный и др. Однако при всем разнообразии нужно обращать внимание, прежде всего, на информативную сторону лида (а не описательную или сенсационную). Суть лида должна легко превращаться в газетный заголовок. Если лид получается слишком громоздким, лучше разбить его на две фразы, даже на три, или пренебречь некоторыми деталями для дальнейшего изложения.
Немаловажное значение для информационной заметки имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т. д. Если в лиде автор стремится сообщить главную новость, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. За зачином следуют подробности.
После лида могут следовать два-четыре абзаца, в которых факты излагаются более подробно. Далее абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость. Затем сообщается дополнительная информация об этих фактах и о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.
Приведем пример.
А ртисты ТЮЗа снимутся в сериале – заголовок
Актрисы Омского театра для детей и молодёжи Александра Корнева и Марина Журило получили приглашения на Свердловскую киностудию для съёмок в новом телесериале. – лид
Омичи уже давно не удивляются, увидев на экране телевизора или кинотеатра своих земляков, знакомых им по спектаклям в театрах города. Отечественные фильмы вновь востребованы и могут приносить производителям и кинопрокатчикам прибыль. (зачин - демонстрация уровня известности омских актеров, общественная значимость факта) А кинолентам и телесериалам нужны "свежие лица". (объяснение причин события) Александра Корнева и Марина Журило будут сниматься в сериале кинокомпании "Страна" с рабочим названием "Дело было в Гавриловке". Его жанр создатели определяют как детективную комедию. Сюжет, сроки окончания работы и телеканал, на котором появится сериал, пока держатся в секрете. Однако "Вашему ОРЕОЛУ" удалось узнать, что снимает сериал режиссёр Владимир Рубанов, тоже знакомый омичам по ряду постановок в ТЮЗе (дополнительная информация о событии).
«Ваш Ореол» 19 июля 2006 года
Другой вариант композиции хронологический, когда после лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов