logo
fedotova_tipsmi

11.4. Памфлет

Разновидностью фельетона является памфлет (от греч. «pamm fhlego» «все воспламеняю» или «все испепеляю») художественно-публицистический жанр журналистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. Объект насмешки в памфлете – не просто отдельные недостатки лица или явления, а концепция, вся система взглядов идейного оппонента.

Сатирическое начало памфлета составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения. Как правило, сатира памфлета касается крупных социальных явлений, государственных или общественных деятелей.

Памфлет ведет родословную от древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего време­ни называют имена Эразма Роттердамского («Письма темных людей»), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенни­ки, ставшие честными»). Памфлет Д. И. Писарева «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное обще­ственное устройство. Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли» Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма» А. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского распространялось в списках.

В настоящее время памфлеты встречаются почти исключительно в партийной прессе. Любят работать в этом жанре В. Новодворская, А. Проханов. Вот один из памфлетов В. Новодворской.