13.1. Нормы права в журналистике
В своей повседневной работе журналист постоянно сталкивается с нормами права. Профессия журналиста публична и требует обширных контактов как с людьми, так и с документами, поэтому и его включенность в правовое поле объемна и многообразна.
Основополагающие правовые принципы, на которые опирается журналист в своей работе изложены в Конституции РФ. Ему также необходимы правовые знания о системе власти в Российской Федерации, основах международного права, знание специального законодательства в сфере массовой коммуникации (прежде всего, Закона о СМИ) и прав граждан, юридических лиц, органов власти и управления, попадающих в сферу журналистского внимания.
В Конституции РФ провозглашается: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), свобода творчества (ст. 44) и др.
Развитие положений Конституции содержится в специальном законодательстве. В частности, для журналистов очень важен Закон РФ «О средствах массовой информации». Он поясняет понятия «массовая информация», «СМИ», «редакция», «журналист» и др., защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста.
В структуру отраслевого права входят федеральные документы, так или иначе затрагивающие сферу массовой информации. Назовем самые заметные среди них: «О государственной тайне» (1993), «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О рекламе» (1995), Гражданский и Уголовный кодексы и др.
Рассмотрим подробнее содержание Закона о средствах массовой информации. Первая статья закона содержит определяющее положение о свободе массовой информации, которая не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О средствах массовой информации». В Конституции, в свою очередь, сказано: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.
Вместе с тем понятие ущемления свободы массовой информации также получило подробное описание в этом законе. К ущемлению свободы массовой информации ст. 58 закона относит следующие случаи:
осуществление цензуры;
вмешательство в деятельность редакции и нарушение ее профессиональной самостоятельности;
незаконное прекращение либо приостановление деятельности СМИ;
нарушение права редакции на запрос и получение информации;
незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части;
принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
установление ограничений на контакты с журналистом или передачу ему информации (за исключением особых случаев).
В практике достаточно часто встречается отказ в предоставлении журналистам информации, как одна из форм ущемления СМИ. Хозяйственно-финансовое притеснение СМИ осуществляется, например, в виде работы комиссий по проверке хозяйственной деятельности редакции. А административное давление на СМИ выражается в издании распоряжений и даче указаний журналистам от имени органов управления или должностных лиц.
Согласно Закону о СМИ учредителями средства массовой информации могут стать почти без исключений, «гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган» — ст. 7). Законодательно установлен регистрационный (а не более жесткий – разрешительный) порядок учреждения: фактически органы власти подтверждают заявку учредителя и берут СМИ на учет. Далее в Законе описывается, как осуществляется регистрация СМИ (ст. 8), в каких случаях возможен отказ в регистрации (ст. 13) либо прекращение и приостановление деятельности СМИ (ст. 16).
Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо суда. Основанием для судебного решения являются неоднократные нарушения редакцией статьи 4 закона о СМИ, которая запрещает использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную и иную специально охраняемую законом тайну; для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости».
Кроме того, запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье».
К интересам личности более явно развернута статья 51. В ней, в частности, запрещается использование прав журналиста с целью опорочить того или иного гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с политическими убеждениями.
Во второй главе Закона о СМИ определяется статус учредителя, издателя редакции, оговариваются их права и обязанности, прописывается механизм регистрации СМИ, освобождение от нее и причины отказа в регистрации.
В третьей главе Закона о СМИ речь идет о порядке распространения массовой информации, обязательных выходных данных издания, получении лицензий на вещание для электронных СМИ, условиях ее аннулирования, обязательных сообщениях СМИ.
Глава IV «Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями» описывает право на получение гражданами информации, порядок запроса и отказа в предоставлении информации, порядок работы с конфиденциальной информацией, а также право на опровержение и отказ в опровержении.
«Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, – гласит статья 38. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица, — говорится далее, — предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».
В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие «фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей» (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).
Это право дает возможность сбора журналистами фактов и получение аудиторией сведений по каналам массовой коммуникации. Для граждан право на информацию означает свободу доступа к государственным и иным хранилищам разнообразных сведений.
Вместе с тем это право также имеет ряд ограничений, связанных с информационной безопасностью государства и отдельных его членов. Отказ журналисту в предоставлении запрашиваемой информации возможен согласно Закона о СМИ, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Попытаемся разобраться во всех этих видах тайн.
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» относит к сведениям с ограниченным доступом государственную тайну и конфиденциальную информацию. В свою очередь содержание государственной тайны и порядок работы с нею определяются Законом «О государственной тайне». Перечень сведений конфиденциального характера утвержден специальным Указом Президента РФ (1997). К ним относятся, сокращенно говоря, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина; тайна следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений); коммерческая тайна; сведения об изобретении модели или промышленном образце до официальной публикации о них.
В Законе «Об информации, информатизации и защите информации», вместе с тем, определяется также круг сведений, доступ к которым запрещено ограничивать:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов власти и общественных организации, права, свободы и обязанности граждан;
информация о чрезвычайных ситуациях, экологическая, метеорологическая, демографическая и иная, влияющая на безопасность населенных пунктов, производства и граждан;
документы о деятельности органов власти и самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о потребностях населения;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, архивов, органов власти, общественных объединений, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
В Декларации о правах и свободах человека и гражданина (1991) говорится о личной, семейной, профессиональной, коммерческой, государственной тайне. Служебная тайна называется в Гражданском кодексе (ст. 139).
Законодательство описывает порядок отнесения сведений к закрытой информации – следовательно, хранитель тайны обязан подтвердить журналисту, что он действует в соответствии с этим порядком. Наконец, информация неличного характера (государственная, коммерческая) может быть объявлена закрытой только на основании специального решения, зафиксированного документально.
По Закону «О государственной тайне» к ней относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем не подлежат засекречиванию сведения:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью населения, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Таким образом, сведения, относящиеся к государственной тайне, представляют собой точный список. Журналисты имеют право знакомиться с ним и обжаловать в суде попытки расширить его для защиты ведомственных интересов.
В том случае, если журналист волею обстоятельств (а не официально) стал обладателем закрытых сведений, то согласно Уголовному кодексу, ответственность несут лица, которым государственная тайна была доверена или стала известна по службе или по работе.
Порядок засекречивания сведений о частной жизни граждан («персональные данные») определяет, в частности, закон «Об информации, информатизации и защите информации», который запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а также информации, нарушающей ряд тайн: личной и семейной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если на то нет согласия самого человека или решения суда.
Кроме того, существуют законы о различных областях деятельности, в которых вводятся специальные, профессиональные ограничения на использование информации личного характера. Например, Закон «О банках и банковской деятельности» закрывает доступ посторонним лицам к тайне частных вкладов и операций, медицинское законодательство охраняет сведения о состоянии здоровья человека и т. д.
Есть сведения, которые, как правило, нецелесообразно засекречивать (например, справочная информация) – они открыты и для оглашения в прессе. В целом же, сообщение информации о человеке без его ведома может быть истолковано как нарушение личных интересов, а за это установлена юридическая ответственность.
Что касается коммерческой тайны, то законодательством установлены достаточно жесткие рамки для отнесения информации к ней:
она должна обладать действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности посторонним лицам;
доступ к ней должен быть закрыт на законном основании;
ее обладатель должен принять меры к охране конфиденциальности.
Вместе с тем не могут составлять коммерческую тайну следующие сведения:
учредительные документы, устав и иные подобные документы фирмы;
сведения о платежеспособности, заработной плате и условиях труда работников;
о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, о размерах имущества и денежных средствах и др.
документы об уплате налогов.
Также в IV главе Закона о СМИ оговорено право граждан и организаций на публичное опровержение сведений, несоответствующих действительности либо порочащих их честь и достоинство, а так же о праве на ответ (комментарий, реплику).
Ответ – наиболее мягкая форма разрешения спора между редакцией и гражданином или фирмой. Согласно Гражданскому кодексу, право на ответ имеют граждане и юридические лица, в отношении которых СМИ опубликованы сведения, ущемляющие их права или охраняемые законом интересы. Эти понятия охватывают жизнь и здоровье, достоинство и доброе имя, деловую репутацию, личную и семейную тайну, право авторства и др.
Отказать в публикации ответа редакции разрешается по следующим основаниям:
если сведения, вызвавшие протест, уже были ею опровергнуты;
если заявитель обратился к ней спустя более года со дня распространения этих сведений;
если из текста ответа не ясно, какие конкретно сведения имеются в виду, когда и как они были распространены;
если ответ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации;
если ответ противоречит вступившему в силу решению суда;
если ответ является анонимным.
Отказ в ответе подлежит обжалованию в судебном порядке.
В качестве ответа печатается текст, представленный гражданином или организацией, за их подписью (в эфире разрешается дать им возможность зачитать текст). Предоставляя слово оппоненту, редакция сохраняет возможность отстаивать свою позицию. Допускаются редакционные комментарии к ответу или выступление редакции в следующем номере («ответ на ответ»).
Порядок работы журналистов с опровержением почти полностью совпадает с правилами публикации ответа. Опровержение может быть принято от пострадавшей стороны, если сведения, распространенные СМИ, не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию.
Согласно Гражданскому кодексу, публикация опровержения бывает сопряжена с возмещением истцу убытков и морального вреда. Данная норма относится только к гражданину, поскольку юридическое лицо не может испытывать физических и нравственных страданий, которые и составляют моральный вред. Убытки же в результате небрежных действий журналистов несет любая фирма или организация. Под ними понимаются, в частности, расходы, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества, а также неполученные доходы (упущенная выгода).
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов