14.4. Методы управления редакционным коллективом
В распоряжении руководителей редакции имеются различные методы управления ее коллективом: правовые, экономические, психологические и организационные (их называют также административными).
Основой правовых методов управления редакцией являются Конституция РФ, Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой информации. В соответствии с этими документами руководители редакции контролируют деятельность всех ее сотрудников, не допуская нарушений правовых норм в публикациях периодического издания. При нарушении этих норм главный редактор имеет право использовать по отношению к виновному все предусмотренные законом меры взыскания вплоть до его увольнения.
Под политическими методами управления редакционным коллективном понимают утверждение планов его работы, издание приказов, распоряжений, иных форм решений, обязательным для всех работников редакции, способствующие проведению информационной политики печатного издания.
В системе методов управления редакцией — организационных, психологических и других – усиливается роль экономических факторов. Весьма эффективен перевод на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты, регулирование размера гонорара журналиста в зависимости от качества материала и трудоемкости процесса его подготовки.
В редакции используют и другие формы материального поощрения сотрудников — премии, памятные подарки, бесплатные путевки на отдых и т.д. Эти методы необходимо сочетать с методами морального стимулирования — благодарностью в приказе редактора, предоставлением журналисту возможности выезда в свободную командировку для подготовки материала на давно «выношенную» им тему, решением редколлегии вывесить его публикацию на Доску лучших материалов месяца и т.п.
К системе поощрения примыкает и система мер взыскания. В нее входят различные формы наказания – отрицательная оценка слабой работы журналиста или другого сотрудника редакции, нарушений трудовой дисциплины или норм профессиональной этики. Эти формы также имеют материальный и моральный характер, например, уменьшение гонорара за неудачную публикацию, административное взыскание – от предупреждения до выговора и даже решения редактора прервать контракт с сотрудником, или просто сообщение ответственного секретаря на летучке о том, что неудачная статья журналиста пошла «в корзину». Важно лишь, чтобы при использовании любой формы поощрения или взыскания была соблюдена объективность: мера поощрения или наказания должна соответствовать мере заслуг или проступка.
Оптимизировать работу сотрудников редакции, повысить ее эффективность позволяет и контрактная система найма. В контракт в отличие от обычного трудового договора вносятся дополнительные условия работы, в том числе и особые условия его расторжения. Продолжительность контракта может быть разной — от нескольких лет до одного года и менее. Все условия, определяемые контрактом, делятся на две части. К первой относятся так называемые основные условия, связанные с режимом труда и отдыха, характером и условиями работы, зарплатой, отпуском. Вторая часть — так называемые факультативные условия, связанные с различными сторонами социальной защиты работника, например, предоставлением ему жилой площади и т.п. Такие широкие возможности регулирования условий труда предоставляют руководителю редакции удобный метод поощрения лучших работников и отсева слабейших. Редактор может свободно отказаться от возобновления контракта или наоборот — возобновить его, увеличив его срок, внеся в него пункт об увеличении отпуска сотрудника, повышении его зарплаты и т.д.
Возможно также использовать смешанную форму договорных отношений с сотрудниками редакции. С теми из них, в ком газета заинтересована и кого не хотела бы лишиться, можно заключить долгосрочный трудовой договор. Он гарантировал бы этому журналисту стабильность его положения и поддержку редакции, а редакции, в свою очередь, гарантировал бы сотрудничество с автором в течение срока, обусловленного договором. С остальными работниками редакции заключают контракты.
Эффективность руководства редакцией в немалой степени зависит и от использования психологических методов управления. Это предполагает необходимость учета руководителем особенностей характера и психологии его подчиненного.
Наблюдая за размерами и составом редакционного коллектива, менеджер подсказывает решения, направленные на их регулирование, возможность сокращения того или иного звена, уменьшения какого-либо подразделения. Или наоборот — создания структуры, улучшающей деятельность всего коллектива. Например, когда резко возросло количество писем читателей, обращавшихся в редакцию газеты «Известия» с претензиями, связанными с правдивостью и точностью публикаций газеты, ее руководители ввели в структуру редакции новую, достаточно необычную, должность. Это – Представитель читателей, который должен стать своеобразным арбитром, рассматривающим все претензии и жалобы аудитории, имеющие отношение к правдивости публикаций, корректности оценок и этичности поведения журналистов газеты.
Важнейшее значение для обеспечения оптимальной организации труда в редакции имеют организационные (административные) методы управления. К ним относятся: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов