logo
fedotova_tipsmi

8.2. Группы жанров в журналистике

При жанрообразовании наиболее значительную роль играет метод отображения действительности.

     В журналистике существуют три главных метода отображения:

1) фактографический;

2) аналитический;

3) наглядно-образный.

Фактографический метод нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло?).

Аналитический метод нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.

Наглядно-образный метод нацелен прежде всего на эмоционально-художественное обобщение познанного на основе внешних проявлений и их сути. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

На основе этих методов выделяются три группы жанров:

1) информационные,

2) аналитические,

3) художественно-публицистические.

Основная задача информационных жанров – оперативное информирование журналистом аудитории о наиболее важных для нее событиях, явлениях, связанных с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями; способствовать формированию у читателя максимально объективной картины окружающей действительности.

В материалах аналитических жанров речь идет о более глубоком анализе действительности, о разъяснении и интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий и ситуаций. Исследуемые проблемы должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.

В материалах художественно-публицистических жанров журналист «опосредует» действительность в эмоционально-образной форме, передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации. При этом он должен осуществлять ее таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает ее от «типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому!) как таковому»55.