Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
PR | 6 | Позитивная информация о базисном PR-субъекте | На первый план выступает образ базисного PR-субъекта и спикера (который в отдельных случаях может быть и PR-специалистом) | Выявление уникальности базисного PR-субъекта |
Реклама | 5 | Жестко заданный стандартный набор сведений о продукте | Скрыт | Выявление потребительской ценности товара |
Литература | 4 | Эмоциональные впечатления автора | Образ автора выражен максимально ярко, хотя не всегда прямо | Выявление типического через единичное в тексте |
Наука | 3 | Может быть и теоретической, и эмпирической, подчеркивается вневременной характер закономерностей | Безличностная форма подачи текста | Систематизация, обобщение материала, выделение закономерностей |
Журналистика | 2 | Всегда эмпирическая, связанная с событиями сегодняшнего дня | Присутствует во всех текстах, кроме хроникальных информационных | Выделение социальной значимости события или явления, его актуальность, новизна, наличие проблемной ситуации |
Критерий | 1 | Характер исходной информации | Образ автора в тексте | Характер творческой деятельности |
Окончание табл. 3.1.
6 | Максимальная степень беспристрастности изложения пресс-релизов, другие жанры – как в журналистике | Умеренно-эмоциональный, больше информирующий | Имиджевого характера |
5 | Субъективен, апеллирует к эмоциям, а не к рассудку | Немного словие и лозунговость рекламных роликов рассматриваются как их достоинство | Маркетингового характера |
4 | Минимальная объективирован ность изложения Текст субъективный по форме, объективный по смыслу | Эмоционально насыщенный, часто встречаются авторские выражения, неологизмы | Эстетического характера |
3 | Максимальная объективирован ность изложения | Сухой, точный | Объективированный текст |
2 | Менее эмоциональное, с тенденцией к объективизации повествования, чем в литературных текстах, и более эмоциональное, чем в научных | Более живой и эмоциональный по сравнению с научными текстами, и более строгий по сравнению с литературными произведениями | Идеолого-этический характер текста |
1 | Степень объективности | Язык, стиль | Характер «итоговых» текстов |
только одна женщина. В 20-е годы в редакциях работало не более 10 % женщин, в 1993 году – 37 %. Причем, кроме общей тенденции к феминизации женских профессий, этому есть и психологическое объяснение: полушария головного мозга лучше координируются у женщин, чем у мужчин. Поэтому решения, принятые женщинами, более адекватны многообразию мира, в целом они отражают мир более объективно, чем мужчины.
Возраст. Журналист достигает мастерства и профессионализма в пору зрелости. По данным российско-американского исследования, средний возраст российского журналиста 41 год, а американского — 38 лет. Но и здесь все относительно: например, репортерская специализация предпочитает молодых, аналитическая — опытных журналистов.
Психологическая структура личности журналиста очень многообразна: сюда входят характеристики типа личности, темперамента, характера, особенностей внимания, памяти, мышления, воображения и творческих способностей.
Тип личности журналиста. Публичная журналистская профессия предполагает экстравертный, то есть открытый, хорошо приспосабливающийся к обстоятельствам тип личности. Но известно, что замкнутый, сосредоточенный интровертный тип личности часто характеризуют творческую личность, какой и является журналист. Поэтому журналистами чаще становятся амбоверты, сочетающие в себе открытость и сосредоточенность.
Темперамент. Выделяют четыре типа темперамента (Гиппократ, Кант, Павлов):
– сангвиники (лат sanguis – род пад sanguinis - кровь, жизненная сила) характеризуются живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций;
– холерики (греч chole – желчь) - характеризуются быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике;
– меланхолики (греч melaina chole – черная желчь) характеризуются повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением чувств, меланхолик – это человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности;
– флегматики (греч phlegma – слизь) характеризуются медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств вовне.
Предпочтительнее на взгляд ученых в стрессовой, напряженной профессии журналиста сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями. Однако и здесь многое зависит от специализации. Так для ведущего телевизионную передачу предпочтителен холерик, для аналитика – флегматик, а для критика — меланхолик.
Среди социальных типов характера важную роль играют два – рыночный и продуктивный.
Рыночный тип социального характера журналиста характерен для современного общества. Журналист-рыночник осознает себя одновременно продавцом и товаром. У него нет индивидуальности, обладает эклектичным, манипулятивным мышлением, эгоистичен, агрессивен. Готов на все, вплоть до дезинформации.
Продуктивный тип противостоит рыночному. Это независимый, честный, творчески мыслящий журналист.
С.М. Виноградов выделяет несколько социально-психологических типов журналистов разных эпох:
собиратель и распространитель «чистой информации»;
интерпретатор знаний, добытых другими;
ремесленник, вынужденный продавать свой труд, чтобы жить;
политический писатель, борец за справедливость, пропагандист, агитатор, организатор;
подручный партии;
репортер в погоне за сенсациями, готовый на персональный журналистский «подвиг»;
разгребатель грязи;
мистификатор, манипулятор сознанием, магнат прессы.
Способности. Основными для журналиста считаются литературные способности. Совершенное владение словом для журналиста обязательно.
В системе способностей выделяются базовые характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию) и профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные).
Основой способностей служит интеллект, обуславливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике.
Уровень образования имеет большое значение для продуктивной профессиональной деятельности. В России 96 % журналистов — специалисты с высшим образованием. В целом сейчас в журналистике 56 % людей, имеющих диплом об окончании факультетов журналистики, остальные — закончили филологические отделения пединститутов, имеют театральное, другое гуманитарное или естественно-техническое образование.
Поскольку журналист по долгу службы много общается, большое значение имеет и усвоение им психологической культуры.
Психологическая культура журналиста – это:
психологическое познание самого себя как личности и профессионала;
знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории;
создание психологически адекватной журналистской картины мира в отношении и взаимодействии с аудиторией. Модель мира и картина мира принципиально важны для журналиста. Он ретранслирует их читателям. Поэтому далеко не безразлично, что является для корреспондента главной ценностью. Роль доминанты подчас решает близкое окружение журналиста (групповой уровень). Ответственность перед коллегами, корпоративная этика, приверженность интересам партии или клана - мощный стимул профессиональной активности;
постоянное изучение социально-психологических законов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.
С помощью такого критерия, как отношение к противоречию можно рассмотреть несколько стилей журналистского мышления:
– мифологическое (игнорирующее противоречия);
– формально логическое (стремящееся к уничтожению или примирению противоречий);
– диалектическое (ориентированное на выявление противоречий как движущей силы любых явлений).
Эмоции. Эмоциональная устойчивость и постоянный самоконтроль принципиально значимы для тех, кто постоянно имеет дело с событиями быстро меняющейся реальности. Поэтому среди журналистов подавляющее большинство – эмоционально устойчивые люди, оптимистично настроенные по отношению к окружающей действительности.
Для журналиста принципиально значимы этические чувства. Нравственная сторона деятельности оказывает влияние на формирование личности пишущего, его творческий потенциал. Строгой моральной регламентации требуют такие специфические творческие моменты, как журналистский домысел, смена профессии, сохранение в тайне источников информации.
Различать прекрасное и безобразное помогают эстетические чувства, вкус.
Еще раз подчеркнем, что не может быть какой-то одной модели способностей для всех профессиональных специализаций. Для репортеров приоритетны качества, обеспечивающие оперативность сбора информации. Для аналитиков – логика, глубина и нестандартность мышления, для публицистов – образное восприятие, умение убеждать, для теле- и радиоведущих – коммуникабельность, личное обаяние, артистизм.
Творческая индивидуальность журналиста
Соответствие между социальной ролью, принципами деятельности и внутренними мотивами рождает творческую индивидуальность в журналистике.
Необходимость яркой, творческой индивидуальности обусловлена тем, что: во-первых, журналистика несет разноплановую информацию, выходит за рамки усредненного статистического отражения действительности и, во-вторых, в процессе взаимодействия журналистики и аудитории существует предел обезличивания, за которым эффективность влияния на аудиторию падает.
Типология творческих индивидуальностей в журналистике:
– тип творческой ориентации (нацелен на самовыражение, преобразование социальных ситуаций);
– тип информационно-преобразующей деятельности (исследователи);
– тип предметно-активного отношения к действительности (универсально-активные, выполняют практические, организаторские функции).
Регуляторами творческой индивидуальности выступают самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, нормы профессиональной этики.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов