2.1. Элементы современной системы сми
Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:
печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;
аудиовизуальные СМИ — радио, телевидение (эфирное и кабельное), Интернет-СМИ, документальное кино, видео;
информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.
Обратимся к рассмотрению преимуществ и тенденций развития каждого из родов СМИ.
Основной изобразительный элемент печати – написанное слово и фотоиллюстрации. Отсюда большая, чем на радио и телевидении аналитичность текстов. Во-первых, сам процесс чтения требует большого интеллектуального напряжения, активизирует работу мозга. Во-вторых, читатель имеет возможность оторваться от газетной страницы, в случае сомнения сравнить ее с имеющимся в его распоряжении материалом. А это, в свою очередь, означает и меньшие возможности для манипуляции сознанием читателя. Пожалуй, из этой способности – убеждать, не манипулируя – и вытекает высокий авторитет прессы, который она завоевала за время своего существования. Кроме того, газеты и журналы легко и удобно хранить, к ним можно вернуться в любое время для повторного изучения, эфирная информация имеет более короткий жизненный цикл.
Каковы же особенности развития этого сегмента рынка СМИ?
♦ сокращение общего числа читателей газет, возвращение прессы к своей исторически первоначальной функции — информировать и анализировать события для небольшого числа читателей, представляющих интеллектуальную элиту: высокопрофессиональных менеджеров и предпринимателей, политиков, принимающих решения;
♦ отчетливое перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общенационального на местный уровень, что подтверждается данными и о количестве региональных газет в общем числе российских периодических изданий (60 %), и о совокупном тираже региональных и местных газет в общенациональном тираже (70 %);
♦ развитие специальных региональных моделей столичных газет для адаптации как к информационным, так и к рекламным рынкам регионов. Для современной России чрезвычайно показательны особые региональные стратегии столичных «Комсомольской правды», «Труда», «Московского комсомольца». Благодаря облегченной и расширенной тематике, позитивному настрою материалов выпуски конца недели «Комсомолки» («толстушка») и «Труда» обеспечили традиционным изданиям привлечение значительной региональной семейной аудитории;
♦ повышение доли неоплаченного или частично оплаченного чтения прессы за счет усиления рекламных или бесплатных информационных газет, а также коллективной или корпоративной подписки;
♦ неежедневное чтение, приводящее к сокращению периодичности малотиражных местных газет и развитию еженедельной периодики6.
♦ уменьшение степени политизации общества и интерес массового читателя к сфере частной и семейной жизни (отсюда успех массовой газетной и журнальной периодики).
В последние годы существенно изменилась стилистика газетной речи:
1) открыты границы между литературным языком и внелитературными формами национального языка; не существует больше стилистических границ между газетной речью, просторечием, жаргонами и диалектами; жаргоны и просторечие приобретают сильную власть над газетной речью;
2) газетная речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью; при этом ближайшим к газетной речи соседом среди книжных стилей становится деловая речь;
3) газетная речь активно взаимодействует с рекламными и ораторскими текстами – вновь актуализированными подсистемами литературного языка (это происходит в значительной степени потому, что СМИ являются основным каналом для передачи речевых сообщений подобного типа), которые при всей своей близости к языку СМИ все-таки подчиняются иным стилистическим закономерностям7.
В целом, в коммуникационных процессах современного общества газетам отводится особая роль. В силу собственной технологической специфики они могут противопоставить потоку эмоционально воздействующих телевизионных картинок рациональное, побуждающее к рефлексии воздействие печатного текста. В сегодняшней «клиповой» реальности сложно разобраться. С помощью анализа, расследований, выявления скрытых причин и мотивов, прояснения сложных взаимосвязей журналист-аналитик посредством текста содействует пониманию и взаимопониманию, помогает осознать переплетение различных интересов, аспектов проблемы, суть конфликтов, создает условия для компромиссов. Такая журналистика просвещает публику.
Основные преимущества радио исследователи связывают с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка — помогают сделать событие более наглядным, обеспечивают так называемый «эффект присутствия» слушателя на месте события, позволяют прослушивать радио в «фоновом» режиме, занимаясь при этом повседневными делами.
Все эти качества обеспечивают устойчивый спрос на продукцию радиовещания. Согласно данным многочисленных исследований последних лет, радио лучше удовлетворяет требования аудитории, чем ТВ. Если телевидением довольны 65 % россиян, то для радио этот показатель — 76,9 %.
В наследство от Советского союза России досталась оригинальная система организации радиовещания — кабельное (проводное) радио, которое обеспечивало и продолжает обеспечивать доступ практически каждого человека к радиоканалам УКВ-диапазона: «Радио России» и «Маяк».
В течение последнего десятилетия наблюдается бум развития коммерческих радиостанций. Государственное радиовещание, лишившись монополии на эфир, тем не менее, активно работает в эфире и пользуется популярностью у радиослушателей.
Правда частные радиостанции составляют на этом рынке серьезную конкуренцию. К моменту реорганизации в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средства массовой коммуникаций в 1999 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания РФ выдала более 1000 лицензий на право радиовещания, причем большинство из них получили частные лица. Наибольшим спросом у вещателей пользуется коротковолновый диапазон — FM, в котором сегодня вещает большая часть радиостанций.
Успешные в коммерческом отношении радиокомпании укрупняются, создают сети. Так, сети вещания имеют ВГТРК, радио «Европа плюс», «Русское радио», «Эхо Москвы», «Авторадио», другие радиостанции. В общенациональном масштабе России функционируют две коммерческих радиосети — «Европа плюс» (в 600 городах России и в 7 странах СНГ) и «Русское радио». Создание сети «Эхо Москвы» в нескольких десятках городов России с выходом радиостанции в Интернет и на американский рынок предлагает новую схему развития сетей.
Большинство радиостанций, создававшихся после 1990 г., использовали музыкальный формат вещания. Первыми в этом смысле были радиостанции «Ностальжи» и «Европа плюс». Современная легкая музыка для всех возрастов и на любой вкус — вот что предлагают сегодня «Серебряный дождь», «Радио Максимум», «Наше Радио», «Авторадио», «Love-радио» «Динамит FM» и др. Региональные коммерческие радиостанции пошли этим же путем. «Радио -3» и радио «Сибирь» предлагают омским радиослушателям также в основном музыку, в перерывах между которой звучат короткие новости, реклама и небольшие по объему авторские программы. Такой выбор радиостанций неслучаен. Они отреагировали на спрос и сумели четко определить для себя узкие возрастные границы аудитории, напрямую связанные с определенными ее музыкальными пристрастиями.
Один из примеров учета интересов аудитории – история появления «формата с русскоязычным расширением». Программы первых коммерческих радиостанций опирались исключительно на западную музыку, вследствие недостатка в эфире именно западной музыки и вследствие иностранного происхождения самих первых коммерческих радиостанций (например, «Европа плюс» – французская радиостанция»). Но уже через несколько лет наступило перенасыщение западной музыкой и в 1995 г. в эфире начало работать «Русское радио». Сегодня это один из наиболее успешных коммерческих проектов на радио.
Среди типов радиостанций уже перечисленные «Европа плюс», «Русское радио», «Динамит-FM» и др. можно назвать универсальными музыкальными станциями. Но есть на этом сегменте рынка и такие, которые можно назвать специализированными – они адресуются определенным сегментам слушательской аудитории: «Надежда» — женской, «Авторадио» — водительской, «Спорт-FM» — болельщикам, «Юмор - FM» – любителям юмора.
Среди подавляющего большинства коммерческих радиостанций, работающих в музыкальном формате, «Эхо Москвы» является редким примером негосударственного информационного радио. Созданная в 1990 г., станция почти сразу же завоевала огромную популярность благодаря неофициозным сообщениям о вооруженном конфликте в Вильнюсе (январь 1991 г.) и альтернативному освещению событий в Москве во время ГКЧП (август 1991 г.). Новый программный формат: новости + политические ток-шоу, включающие интерактивную связь с аудиторией, + бизнес-аналитика + музыка — адресуется, конечно, более «размытой» аудитории, чем у музыкальных коммерческих станций. Однако большая доля информации, что в целом нетипично для FM-диапазона обеспечивает достаточно высокую популярность этой радиостанции. По данным агентства Mediaplan.ru по итогам первых семи месяцев 2005 года радиостанция «Эхо Москвы» среди москвичей с незначительным отрывом (0,01 %) вышла на первое место. Следом за ней – «Русское радио».
В целом радиоиндустрия занимает сегодня наиболее прочное положение на медийном рынке. Этому способствует общая тенденция к локализации станций и сегментации аудиторий.
Главная особенность телевидения, обеспечившая ему успех на медийном рынке, – синтез изображения и звука. Телевидение способно транслировать события в тот самый момент, когда они происходят, делая зрителя соучастником этого события. Живая, образная речь легко воспринимается аудиторией, не требуя значительных умственных усилий. Отсюда – как его достоинства, так и недостатки. Немало научных работ посвящено просветительским, пропагандистским и манипулятивным возможностям телевидения.
Ключевая особенность телевизионного рынка — это высокая оснащенность аудитории телевизорами и практически универсальный доступ зрителей к основным национальным телеканалам, что гарантирует практически полный охват населения телевизионным вещанием.
Большинство социологических опросов свидетельствуют, что у 99 % российских семей есть хотя бы один телевизор. Сегодня практически все россияне принимают по крайней мере два канала из Москвы — Первый канал (98 % населения) и «Россия» (95 %).
Еще три канала, вещающих из столицы, имеют статус общенациональных: НТВ (72 % россиян могут смотреть его дома), ТВЦ (39 %) и «REN TV» (37 % ).
К концу 2006 года по инициативе Всероссийского гражданского конгресса планируется запуск независимого общенационального телеканала «Другой». Канал будет вещать через спутник, в Интернете, а также на дециметровых частотах. Его смогут смотреть 80 % населения страны.
Каковы же характеристики этого сегмента медиарынка? Рассмотрим их.
конкуренция негосударственные каналов с центральными государственными каналами на общенациональном уровне, которая привела к некоей специализации этих каналов: государственные каналы воспринимаются как источник официальной, проверенной и поданной объективистским стилем информации, а негосударственные приобрели статус либо оппозиционных (как НТВ), либо развлекательных (как телесети ТНТ, СТС);
местные негосударственные каналы существуют сегодня в абсолютном большинстве субъектов Федерации и образуют уникальный и подчас парадоксальный симбиоз развлекательной направленности федерального канала и информационной – местного (как, например, ТНТ и «Антенна -7» на Омском телевидении) или разных идеологических подходов в отборе информации (как REN TV, стремящееся к расследовательской журналистике и часто оппозиционное официальным взглядам и его региональный партнер ОРТРК «12 канал», выступающий как рупор региональной власти).
По данным Национальной ассоциации телевещателей, основу любого регионального телерынка составляют 8 телевизионных каналов, доступ к которым имеет более 50 % россиян. В эту группу входят:
три общенациональных федеральных канала с разным имущественным статусом (государственно-частный «Первый канал», имеющий смешанную структуру собственности; государственный канал «Россия»; частный канал НТВ);
три федеральные телесети (REN TV, СТС, ТНТ);
два межрегиональных канала (государственный «Культура» и столичный муниципальный ТВЦ).
Весьма популярен на телевидении, так же как и на радио сетевой принцип организации вещания, когда региональные станции — путем перехода в полную или частичную собственность или заключением специальных соглашений — вступали в сотрудничество с центральными компаниями, создающими сеть. При этом центральная компания обеспечивает местные станции высокорейтинговыми программами и определенным процентом дохода от национальной рекламы, выделяя определенные временные блоки для местных программ и рекламы, а региональная станция обеспечивает трансляцию программ на своей территории и повышает популярность общероссийского канала за счет этих местных новостей, погоды и рекламы.
На российском телевидении в настоящий момент действуют по меньшей мере три модели сетей, основанных на географическом сотрудничестве московских и региональных станций:
прямая ретрансляция (путь Первого канала, «России», НТВ), ведущая к полной субординации и не оставляющая возможности для самостоятельного программирования;
ретрансляция программ, общих для всех станций сети, обязательно в прайм-тайм (путь СТС), что гарантирует значительную аудиторию в самое привлекательное время, но ведет к потере лучшей региональной рекламы;
ретрансляция «пакета» программ московского партнера в удобное время с сохранением региональной станцией достаточно независимой рекламной политики (путь REN TV), что для многих местных станций становится наиболее предпочтительной формой взаимодействия8.
Популярность телеканалов, выстраиваясь в определенную иерархию, демонстрирует, что между «лидерами» и «аутсайдерами» телерынка значительных пропастей нет. В первом квартале 2006 года недельная аудитория телеканалов демонстрировала наибольшую популярность Первого канала — 87% россиян отдавали предпочтение этому каналу. За ним — в порядке ослабления зрительских симпатий — следовали «Россия» – 81,2 % , НТВ – 63,2%, СТС – 57,6 %, ТНТ – 42,3 %, REN TV – 36,6 %, ТВЦ – 21, 8 %, Культура – 20 %, «Домашний» - 13,5 %. Показательно, что 3,5 % потенциальных зрителей вообще не смотрят телевизор.
Телевидение за последние годы стало восприниматься не только и не столько как источник новостей, аналитической и познавательной информации, сколько как средство проведения досуга. Этому способствовало изменение социальной структуры общества, увеличение числа незанятых и частично занятых людей; изменение стереотипов досуга, отказ от проведения его вне дома, стремление сократить денежные затраты на свободное время и усиление политической апатии, растущая аполитичность.
74 % россиян предпочитают смотреть кино на ТВ, далее в рейтинге популярности - юмор и новости. Среди кинопредпочтений на ТВ можно отметить с 1994 по 2000 г. также рост интереса к комедиям (с 54 до 66 % опрошенных), к отечественным детективам, боевикам (с 36 до 44 %), падение интереса к историческим фильмам (с 30 до 23 %) и эротике, утратившей прежнюю привлекательность запретного плода (с 12 до 6 %).
Несмотря на обилие фильмов иностранного производства, социологические опросы свидетельствуют о наибольшей популярности у зрителя отечественных фильмов.
Та же тенденция характерна и для сериалов. Телесериалы «Улицы разбитых фонарей» («Менты»), «Каменская», по зрительским рейтингам опередили лучшие западные сериалы последних лет — «Скорая помощь», «Крутой Уокер». Учитывая эту тенденцию некоторые зарубежные сериалы адаптируются под вкусы и интересы российского зрителя. На основании идеи зарубежного сериала готовится практически самостоятельный сценарий и снимается оригинальный сериал. Наиболее успешные сериалы подобного типа «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой».
В систему СМИ также включается и видеоиндустрия, поскольку позволяет потребителю информации самому сделать выбор, что и когда смотреть, уменьшить зависимость от программной политики телеканалов.
Интерес к видео в значительной мере стимулировал развитие альтернативных форм телевидения – кабельного и спутникового. Кабельные сети расположены главных образом в индустриальных центрах России, а также в отдаленных районах Севера, где создание ретранслирующих телесетей экономически нецелесообразно. Первые кабельные операторы на этапе становления новой индустрии (1989 – 1990), работавшие по принципу коммунального видео, опирались на технологическую инфраструктуру, созданную в последнее десятилетие СССР. По кабельным сетям транслировались прежде всего пиратские видеофильмы. Основными источниками финансирования является абонентская плата и местная реклама.
Другой формой платного ТВ в России стало спутниковое ТВ. Эти две формы платного телевидения не носят массового характера, что, впрочем, характерно и для зарубежных стран.
Первое платное ТВ появилось в России в виде проекта «Космос-ТВ» (1991) — совместного российско-американского предприятия. Сегодня его аудитория, достигающая почти 200 тыс. человек, — наиболее обеспеченные жители Москвы и ближнего Подмосковья. Зрителям предлагается более 30 лучших зарубежных спутниковых каналов, а также несколько каналов собственного производства. Технологические ограничения (передатчики расположены на Останкинской башне) не позволяют проекту преодолеть региональный характер.
Первым среди общенациональных проектов стал проект спутникового «НТВ плюс» (1996), начатый холдингом «Мост-Медиа». Цифровой сигнал распространяется собственным спутником компании, который может транслировать до 48 цифровых каналов. Поэтому и предложения «НТВ плюс» весьма разнообразны: каналы собственного программирования («Наше кино», «Мир кино», «Детский мир», спортивные), зарубежные, а также радиоканал.
Информационные службы поставляют средствам массовой информации свежие новости, используя СМИ как посредника для контакта с аудиторией. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства.
Родоначальником информационных агентств считают Шарля Гаваса, который в начале XIX в. первым стал продавать газетам добытые ими факты через представительства в разных населенных пунктах и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки.
Мировой рынок информации поделен между несколькими крупными мировыми информационными агентствами: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agence France Presse» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия).
Рынок информационных агентств России представляет собой комбинацию достаточно разнородных структур. Это и государственные институты (ИТАР-ТАСС, РИА «Новости»), и агентства со смешанным капиталом (ПРАЙМ-ТАСС), и частные компании («Интерфакс», АК&М, РБК, «Финмаркет», Агентство военных новостей).
Для информационных агентств, так же как и для прессы, радио и телевидения действует территориальный признак типологической классификации. Кроме транснациональных, или мировых агентств, в пределах крупных районов земного шара действуют региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства (например, Интерфакс, ИМА-пресс, РИА «Новости» и др.), областные и городские, а также те, что создаются при издательских и вещательных компаниях. Региональные ИА специализируются на освещении событий в конкретных регионах, однако часто основной упор делают на финансовых и деловых новостях. Примером информационных агентств, существующих на медиарынке Омской области, являются агентства «ДО – инфо» и ИА «Сибирь». В соответствии со спросом на информацию политического и делового характера (выше уже говорилось о расцвете соответствующей тематики на страницах печати) отчетливо выделяются две группы специализированных агентств — политические и финансовые.
Типология информационных агентств была более разнообразной в перестроечные годы, до кризиса в отечественной журналистике. Поскольку основное назначение информационных агентств – обслуживание средств массовой информации, то и продукция первых негосударственных агентств, специализировавшихся в разных сферах — внутренней политики, культуры, спорта, молодежной жизни, сенсационных новостей, быстро оказалась востребованной, ведь спрос на новости рос вместе с увеличением числа новых газет, радиостанций и телеканалов.
Однако низкий профессиональный уровень этих агентств, их неумение обеспечить стабильный поток новостей и недостаток финансовых вложений не позволили выжить большинству из них.
Сегодня наиболее опасными конкурентами традиционных информационных агентств являются информационные онлайновые службы. Их главным преимуществом является оперативность и дешевизна новостей. Многие известные информационные службы, присутствующие в Сети, напоминают сетевые издания. Их отличие в том, что они имеют более обширный архив по сравнению с сетевыми газетами, более ярко выраженную специализацию в тематических областях. Так, сервер Росбизнесконсалтинга (РБК), начинавший существование как специализированная служба деловой информации, сегодня предоставляет пользователям постоянно обновляемые новости наряду со значительным потоком финансово-экономической информации.
Безусловным лидером на информационном рынке России является информационное агентство «ИТАР – ТАСС». Остановимся подробнее на его деятельности. Аббревиатура ИТАР – ТАСС расшифровывается как «Информационное телеграфное агентство России – телеграфное агентство Советского союза». Его предшественником считается Санкт-Петербургское телеграфное агентство, образовавшееся в 1904 г. и переименованное в Петроградское телеграфное агентство (ПТА). В 1918 г. на его базе ВЦИК образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА). Наконец в 1925 г. РОСТА вновь поменяло название и стало Телеграфным агентством Советского Союза.
До начала 60-х годов ТАСС оставалось единственным информационным агентством, предоставлявшим информацию о России не только внутри собственной страны, но и за ее пределы. Появившееся в 60-х годах Агентство печати «Новости» (АПН) специализировалось на сообщении новостей о жизни в СССР зарубежным странам. После распада Советского Союза агентство получило свое нынешнее название — ИТАР – ТАСС. Сегодня ИТАР – ТАСС остается лидером этого сегмента медиарынка в России, работает на пяти континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах (74 отделения и бюро в России и СНГ, 59 — в зарубежных странах, штат — 3 тыс. человек). Чтобы нагляднее описать масштабы производства, скажем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потребителям более 150 газетных полос текста.
Первым негосударственным информационным агентством исследователи называют «Постфактум», зарегистрированный в мае 1989 г. Г. Павловский и группа молодых журналистов организовала его перед первым Съездом народных депутатов СССР с целью предоставления СМИ альтернативной информации. «Постфактум» позиционировал себя как агентство политических новостей, однако не выдержав конкуренции, через несколько лет прекратил свое существование.
«Интерфакс», появившийся также в 1989 году, сегодня уже в состоянии составить ИТАР-ТАСС реальную конкуренцию. Это агентство сразу сумело выделиться на рынке благодаря свежему подходу к подаче новостей, характерному для западной журналистики. Оперативность, краткость, подчеркнутая объективизированность изложения были положены в основание информационной концепции «Интерфакса». Нетрадиционный для СССР способ распространения новостей по факсу ускорял процесс передачи информации. Кроме того, для повышения финансовой устойчивости «Интерфакс» использовал модель, заявленную британским ИА «Рейтер», которое только 10 – 12 % информации продает традиционным СМИ, основной доход агентство получает от продажи финансовой информации корпоративным клиентам и банкам. В дополнение к ленте общеполитической информации «Интерфакс» предложил клиентам 30 специализированных бюллетеней, содержащих новости ключевых российских индустрии, — нефтегазовой, финансовой, металлургической. Стратегия агентства с середины 1990-х годов предполагала выход на мировой рынок финансовой информации, что привело к тесному сотрудничеству с зарубежными агентствами и созданию специализированных экономических служб на зарубежных рынках (Германии, США, Японии).
Кроме информационных агентств к информационным службам относятся рекламные компании, пресс-службы при государственных, коммерческих и некоммерческих организациях. Они поставляют редакциям СМИ готовые тексты или сырой фактический материал, ориентируясь на интересы организации и аудитории того или иного СМИ.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов