logo
fedotova_tipsmi

14.5. Моделирование в работе редакции

В редакционной практике применяют несколько видов моделей. Описательная модель – развернутое описание моделируемого объекта или процесса. Графическая модель – чертеж, рисунок, график, схема, на которых показаны основные элементы отображаемого объекта и связи между ними. Иногда используется физическая модель – копия отображаемого объекта в измененном масштабе, позволяющая воспроизвести все его компоненты.

Что моделируют в журналистике? Структуру редакции, работу ее коллектива на всех этапах подготовки и выпуска периодического издания, само издание.

Модель структуры редакции создают в виде схемы, воспроизводящей все элементы редакционного коллектива, все его подразделения. Это позволяет указать связи между элементами редакционной системы, их субординацию – подчиненность и координацию, направление потоков информации, циркулирующей в коллективе.

С помощью такой схемы контролируют контакты всех компонентов редакции, предотвращают дублирование в процессе управления, устанавливают между подразделениями коллектива самые рациональные – прямые и короткие – линии связей. Схема удобна и тем, что допускает любую степень детализации – вплоть до обозначения на ней места и связей конкретных работников – журналистов, технических и коммерческих сотрудников.

Модель структуры редакции может получить и форму описания, в котором фиксируется место каждого подразделения, его роль и обязанности. Такое описание нередко составляет часть памятки или положения об обязанностях сотрудников. Оптимальный вариант модели структуры редакции – соединение схемы с приложенным к ней описанием-комментарием всех ее элементов.

Моделировать можно также все основные этапы подготовки и выпуска номера. Такая модель нередко имеет форму описания, в котором фиксируют этапы этого процесса, роль и обязанности каждого отдела и службы редакции. Еще чаще такая модель представляет собой так называемый сетевой график. В нем указывают основные параметры хода подготовки издания – его номеров и комплекта – недельного, месячного и т.д. А именно: дату – число и день публикации материалов номера, их характер – разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены, их размещение на его страницах, жанры и объем будущих публикаций, отделы или журналистов, ответственных за их подготовку.

Такой график имеет форму сетки, в заголовке которой обычно указывают даты и дни выхода номеров, а в боковике – тематические рубрики и полосы номера. В квадратах, образуемых сеткой, обозначают отделы редакции (условными индексами), объем материалов, их жанры и т.д.

В редакциях пользуются сетевыми графиками самой разнообразной формы и структуры, видоизменяя их и приспосабливая к нуждам и особенностям каждого коллектива (рис. 14.4) [5].

Подобные графики можно применять и в редакциях журналов. Естественно, более редкая периодичность их выхода и другие типологические признаки этого издания обусловливают иную форму модели работы коллектива. Так в редакции ежемесячника ее работу часто моделируют на весь год, составляя соответствующий сетевой график.

Сетевой график позволяет управлять работой не только всей редакции, но и каждого ее творческого подразделения. Так моделируют работу любого отдела: график дает руководителю и журналистам представление об их задачах и обязанностях в подготовке очередного номера.

Однако нежелательно, чтобы сетевой график был слишком жестким. Ведь в этом случае при необходимости публикации в номере незапланированных актуальных, сенсационных материалов, неожиданно поступивших в редакцию, приходится переверстывать номер, освобождая место для новых текстов и иллюстраций.

Оптимальные результаты сетевой график дает, если он покрывает не более 60 – 70 % площади газетного номера. Остальная его часть используется или для публикации оперативной информации, неожиданно поступившей в редакцию, или для организации «конкурса» незапланированных материалов.

Рис. 14. 4. Сетевой график газеты (вариант недельного сетевого графика городской газеты, выходящей 5 раз в неделю на четырех полосах формата А2).

Моделирование помогает проведению различных коллективных акций и массовых мероприятий редакции. Полезно, например, разработать модель проведения кампании. Она получит вид описания, в котором разработаны все ее основные компоненты и этапы.

Однако моделирование работы редакции или ее подразделения даст ожидаемые результаты лишь при соблюдении нескольких условий.

Первое из них – достаточная конкретность модели. Слишком общая модель, например сетевой график, в котором отсутствуют основные характеристики работы коллектива, пользы не принесет, так же как излишняя детализация модели, ее перегрузка множеством характеристик. И второе условие – обязательность модели для всех членов коллектива. Контролем выполнения сетевого графика, эффективности модели работы редакции обычно занимается секретариат.

Модель периодического издания формируется с учетом многих факторов, прежде всего – целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др. Эта общая модель состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической

Важнейшая из них – содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Содержательная модель определяет цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической).

На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы.

Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указывается номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания.

Графическая модель газеты строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, главные элементы его графической формы – особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна.

Эта модель также получает форму описания. Нередко, однако, она фиксируется и в виде макетов-стандартов каждой полосы газеты, которые собирают в особый альбом или закладывают в память компьютеров сотрудников редакционного секретариата. Применение таких стандартных макетов упрощает управление процессом выпуска газеты.

О содержательной, композиционной и графической модели газеты подробно поговорим далее.

Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется – в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» ее остается неизменным.

Более оперативная модель номера представляет собой описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы. Для создания этой модели могут использоваться стандартные бланки – модели номера каждого дня недели.