logo
fedotova_tipsmi

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации

Статья 7. Учредитель

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреж­дение, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбы­вающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, дея­тельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не прожи­вающее постоянно в Российской Федерации. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Статья 8. Регистрация средства массовой информации

Редакция средства массовой информации осуществляет свою дея­тельность после его регистрации.

Заявление о регистрации средства массовой информации, про­дукция которого предназначена для распространения преимущест­венно:

на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на тер­ритории нескольких республик в составе Российской Федерации, нескольких краев и областей, — подается учредителем в Мини­стерство печати и информации Российской Федерации; на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в го­роде, микрорайона, — подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печа­ти и информации Российской Федерации.

Учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, вы­сылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого сро­ка свидетельство о регистрации средства массовой информации при­знается недействительным.

Статья 9. Недопустимость повторной регистрации

Зарегистрированное средство массовой информации не может быть повторно зарегистрировано в том же или ином регистрирую­щем органе.

В случае установления судом факта повторной регистрации закон­ной признается первая по дате регистрация.

Статья 10. Заявление о регистрации

В заявлении о регистрации средства массовой информации долж­ны быть указаны:

  1. сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные тре­бованиями настоящего Закона;

  2. название средства массовой информации;

  3. язык (языки);

  4. адрес редакции;

  5. форма периодического распространения массовой информа­ции;

  6. предполагаемая территория распространения продукции;

  7. примерная тематика и (или) специализация;

  8. предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

  9. источники финансирования;

  10. сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, глав­ным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.

Предъявление иных требований при регистрации средства массо­вой информации запрещается.

Статья 11. Перерегистрация и уведомление

Смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно на­звания, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускает­ся лишь при условии перерегистрации средства массовой информа­ции.

Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.

Перерегистрация средства массовой информации, деятельность ко­торого прекращена судом, не допускается.

При изменении местонахождения редакции, периодичности вы­пуска и максимального объема средства массовой информации учре­дитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регист­рирующий орган.

Статья 12. Освобождение от регистрации

Не требуется регистрация:

средств массовой информации, учреждаемых органами законодатель­ной, исполнительной и судебной власти исключительно для изда­ния их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи эк­земпляров;

радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ог­раниченным помещением и территорией одного государственно­го учреждения, учебного заведения или промышленного предпри­ятия либо имеющим не более десяти абонентов;

аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не бо­лее десяти экземпляров.

Статья 13. Отказ в регистрации

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

  1. если заявление подано от имени гражданина, объединения граж­дан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с насто­ящим Законом;

  2. если указанные в заявлении сведения не соответствуют дей­ствительности;

  3. если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление сво­бодой массовой информации в смысле части первой статьи 4 насто­ящего Закона;

  4. если данным регистрирующим органом либо Министерством печати и информации Российской Федерации ранее зарегистрирова­но средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в пись­менной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных на­стоящим Законом.

Заявление о регистрации средства массовой информации воз­вращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания воз­врата:

  1. если заявление подано с нарушением требований части второй статьи 8 или части первой статьи 10 настоящего Закона;

  2. если заявление от имени учредителя подано лицом, не имею­щим на то полномочий;

  1. если не уплачен регистрационный сбор.

После устранения нарушений заявление принимается к рассмот­рению.

Статья 14. Регистрационный сбор

За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрацион­ный сбор в порядке и размерах, определяемых Правительством Рос­сийской Федерации. Для средств массовой информации, специализи­рующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера, устанавливается повышенный, а для специализирующих­ся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения — пониженный регистрационный сбор.

В случае отказа в регистрации, а равно отказа от регистрации зая­витель имеет право на возврат регистрационного сбора в течение трех месяцев начиная с указанной в уведомлении даты поступления заяв­ления о регистрации. Основанием для возврата денег по месту уплаты регистрационного сбора является документ о его уплате, на котором по просьбе заявителя делается отметка регистрирующего органа «Ре­гистрация не произведена».

Статья 15. Признание свидетельства о регистрации недействительным

Свидетельство о регистрации средства массовой информации мо­жет быть признано недействительным исключительно судом в поряд­ке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа или Министерства печати и информации Российской Федера­ции только в случаях:

  1. если свидетельство о регистрации получено обманным путем;

  2. если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;

  3. если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;

  4. если имела место повторная регистрация данного средства мас­совой информации.

При признании свидетельства о регистрации недействительным регистрационный сбор возврату не подлежит.

Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности

Деятельность средства массовой информации может быть прекра­щена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Министерства печати и информации Российской Федера­ции.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятель­ность средства массовой информации исключительно в случаях и по­рядке, предусмотренных уставом редакции или договором между уч­редителем и редакцией (главным редактором).

Основанием для прекращения судом деятельности средства мас­совой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Зако­на, по поводу которых регистрирующим органом или Министерством печати и информации Российской Федерации делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении дея­тельности средства массовой информации.

Основанием для приостановления судом (судьей) деятельности средства массовой информации может служить только необходимость обеспечения иска, предусмотренного частью первой настоящей ста­тьи.

Прекращение деятельности средства массовой информации вле­чет недействительность свидетельства о его регистрации и устава ре­дакции.

Статья 17. Возникновение прав и обязанностей

Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства мас­совой информации, а предусмотренные уставом редакции — с мо­мента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распростра­нитель могут дополнительно установить на договорной основе взаим­ные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.

Статья 18. Статус учредителя

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в ука­занный срок сообщение или материал от его имени (заявление учре­дителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответ­ственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сооб­щения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выс­тупает соответчиком.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массо­вой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоя­щим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя — объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обя­занности в полном объеме переходят к редакции, если иное не пре­дусмотрено уставом редакции.

Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, рас­пространителя, собственника имущества редакции.

Статья 19. Статус редакции

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессио­нальной самостоятельности.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой за­коном форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную зако­ном деятельность.

В течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продук­ции средства массовой информации редакция освобождается от нало­говых платежей. Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление данного срока. В случае, если учредитель прекратил деятельность средства массовой информации до истечения ука­занного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за весь срок.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массо­вой информации, издателя, распространителя, собственника имуще­ства редакции.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Глав­ный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой инфор­мации настоящим Законом и другими законодательными актами Рос­сийской Федерации.

Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное граждан­ство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Рос­сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иност­ранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (скла­дочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие теле­вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает поло­вину и более половины субъектов Российской Федерации либо тер­риторию, на которой проживает половина и более половины числен­ности населения Российской Федерации.

Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим ли­цом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уве­ренного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности насе­ления Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, состав­ляющей 50 процентов и более, не допускается.

Статья 20. Устав редакции

Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников ре­дакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

  1. взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главно­го редактора;

  2. полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;

  3. порядок назначения (избрания) главного редактора, редакци­онной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

  4. основания и порядок прекращения и приостановления дея­тельности средства массовой информации;

  5. передача и (или) сохранение права на название, иные юриди­ческие последствия смены учредителя, изменения состава соучредите­лей, прекращения деятельности средства массовой информации, лик­видации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

  6. порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1—5 части второй настоящей ста­тьи, могут определяться заменяющим устав договором между учреди­телем и редакцией (главным редактором).

Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может яв­ляться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае ус­тав редакции должен соответствовать также законодательству о пред­приятиях и предпринимательской деятельности.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направля­ется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня перво­го выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащие­ся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерчес­кую тайну.

Статья 21. Статус издателя

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона, Федерального закона «О порядке освещения дея­тельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя средства массо­вой информации, редакции, распространителя, собственника иму­щества редакции.

Статья 22. Договоры

Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, по­рядок, условия и юридические последствия изменения состава соуч­редителей, процедура разрешения споров между ними.

Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые от­ношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фон­дов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспече­нию надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакци­ей может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучреди­тели вместе.

Договором между редакцией и издателем определяются производ­ственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.

Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут зак­лючать также иные договоры между собой, а также с распространите­лем.

Статья 23. Информационные агентства

При применении настоящего Закона в отношении информацион­ных агентств на них одновременно распространяются статус редак­ции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным названием, учреждаемые информационным агентством, регистриру­ются в порядке, установленном настоящим Законом.

При распространении сообщений и материалов информационно­го агентства другим средством массовой информации ссылка на ин­формационное агентство обязательна.

Статья 24. Иные средства массовой информации

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, создан­ных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и теле­программ, применяются в отношении периодического распростране­ния массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российс­кой Федерации не установлено иное.