5.2. Специальные и частные методы журналистики
Методы журналистики делятся на методы изучения ситуации и методы изложения.
Методы изучения ситуации – это система приемов познавательной деятельности, применяя которые журналист приходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями.
Методы изложения – это система приемов представления аудитории полученного в ходе познания материала.
Дадим краткую характеристику каждой из этих групп методов. К методам изучения ситуации относятся: наблюдение, эксперимент, проработка письменных источников, опрос (интервью). Предлагаются также нетрадиционные методы, такие как прогнозирование и биографический метод.
По сути журналистское образование означает овладение профессиональными методами сбора социальной информации и умение ее излагать в соответствии с нормами, принятыми в журналистике.
Метод наблюдения – самый оперативный в журналистике, и потому один из самых любимых. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. С помощью метода наблюдения журналист может познать в окружающем мире не только внешнюю сторону событий, наблюдать можно и проявление чувств, эмоций, а логическое обдумывание придает увиденному особую ценность.
Наблюдение в журналистике синтетично, оно вбирает и житейские восприятия и планомерную работу. Кроме того, наблюдение в журналистике в отличие от наблюдения в быту – избирательно. Журналист наблюдает в соответствии с определенной установкой, зависящей от редакционного задания.
Одной из особенностей наблюдения, затрудняющей подчас работу журналиста, является его «разовость». Событие произошло и никто не повторит его «на бис» для журналиста, даже если он не успел что-то зафиксировать в своем блокноте. Поэтому способность к внимательному и избирательному наблюдению необходимо тренировать. Во всех случаях, когда это возможно, длительное наблюдение предпочтительнее, чем спонтанное, одноразовое, оно наиболее близко к системному научному наблюдению.
Эксперимент в журналистике направлен к тому, чтобы отчетливее, нагляднее обнаружить социальный смысл явления, сократить путь к достижению истины, использовать результаты эксперимента как веские доводы в пользу выдвинутой журналистом идеи. Например, известны журналистские эксперименты по проверке качества обслуживания и вообще услуг, которые предлагаются населению. Журналист звонит в несколько организаций, предоставляющих услуги определенного рода (чудесное исцеление от всех болезней или гарантированное трудоустройство на высокооплачиваемую работу и др.) и пытается личным примером проверить качество этих услуг и, если нужно, разоблачить мошенников. На телевидении есть возможность наглядно увидеть эксперимент не только с участием людей, но и с предметами. Так, в передаче «Человек и закон» был показан эксперимент с ультразвуковой стиральной машиной «Ретона», реклама которой не сходила с экранов. Снят он был, кстати, тоже по принципу рекламных роликов. На наших глазах одну футболку постирали в обычном порошке (и пятна исчезли), а другую при помощи «Ретоны» (и пятна остались).
Проработка письменных источников (работа с документами): использование документов в журналистском тексте придает ему большую доказательность, вызывает большее доверие к выводам журналиста. При проведении журналистского расследования они оказываются просто незаменимым доказательством, помогающим отстоять позицию журналиста не только на страницах прессы, но и, если нужно, даже в суде. Методы анализа документов делятся на две большие группы: традиционные и формализованные. Традиционные методы в свою очередь – на общие (понимание, осмысление, интуиция) и специальные методы (источниковедческий, психологический, юридический анализ). К формализованным методам анализа документов относится прежде всего контент – анализ текста документа.
Беседа (опрос) может проходить как в устной очной (интервьюирование), так и в письменной заочной форме (анкетирование). Хотя чаще в журналистике, конечно, встречается интервьюирование. В зависимости от числа участвующих в опросе лиц опрос может быть индивидуальным и групповым. Исследователи выделяют также персональный (экспертный) опрос, когда мнение отвечающего на вопросы является наиболее ценным, он является ведущим специалистом в области, интересующей журналиста.
Более подробно о методах изучения ситуации поговорим далее, а сейчас кратко остановимся на методах изложения. Они, в свою очередь, делятся на две группы в соответствии с тем, что именно излагается журналистом – факты или мнения: методы изложения фактов и методы изложения культурологических и идеологических средств. Качественный состав этих групп методов представлен в табл. 5.1.
Таблица 5.1.
Методы изложения в журналистском творчестве
Методы изложения фактов | Методы изложения культурологических и идеологических средств |
1 | 2 |
Типизация | Цитирование |
Рассуждение | Изложение |
Объяснение | Переосмысление |
Характеристика | Апеллирование |
Констатация | Словесная инкрустация |
Описание (репортажное, реконструированное) |
|
Повествование (репортажное, реконструированное) |
|
Вначале остановимся подробнее на методах изложения фактов.
Типизация – подведение некоего единичного явления под определенный класс явлений. Например: Вовочка Иванов поступал как все двоечники: прогуливал школу и не учил уроки.
Характеристика представляет собой выводы журналиста относительно сущности того или иного человека или явления. При использовании в тексте характеристики необходимо обращать внимание на ее целесообразность (добавляет ли она какие-то новые штрихи к портрету героя или анализу ситуации), точность выводов относительно характеризуемого явления и аргументированность этих выводов.
Например: Вовочка Иванов был крайне любознателен и имел непоседливый нрав.
Рассуждение как метод в отличие от характеристики предъявляет и процесс мыслительной деятельности журналиста. Например: Вовочка Иванов был неоднократно замечен при наблюдении за жизнью окрестных котов, отсюда можно сделать вывод о его любознательной натуре.
Предметом для рассуждения могут быть поиск причин и следствий события или поведения человека, соотношение старого и нового в явлениях, сопоставление особенного, индивидуального и типичного, части и целого, известного и неизвестного.
Основные правила рассуждения:
целенаправленность (понимать, для чего в тексте необходимо рассуждение);
логика (рассуждение должно быть выстроено логически безупречно, продумана система аргументации);
новизна поворотов мысли, небанальность рассуждения и выводов; убедительность;
афористичность, краткость вывода.
Объяснение предполагает движение мысли обратное рассуждению, т.е. от вывода к его аргументации. Например: Я считал Вовочку Иванова натурой любознательной, потому что он часто наблюдал жизнь окрестных котов.
Констатация – простое называние факта. Например: Вовочка Иванов – ученик средней школы № 123 г. Омска.
Применение этого метода также регламентируется определенными правилами: точность, четкость и полнота наименования того, что констатируется, а также определенность и точность пространственно временных границ происходящего.
Описание (репортажное, реконструктивное) – воспроизведение реалий действительности в предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных слышимых и видимых деталей. Нередко включает в себя выраженную лексическими средствами оценку отображаемого. Но в отличие от характеристики это чаще всего оценка внешних сторон предмета, человека или явления. Репортажное описание – описание того, что журналист слышал и видел сам, находясь на месте события, а реконструктивное описание предполагает реконструкцию происходящего со слов очевидцев.
Например: Вовочка Иванов очень любил надевать ярко-оранжевую куртку с красными полосами через всю грудь.
О чем необходимо помнить, вставляя в журналистский материал длинные, красочные описания? Перечислим ориентиры для эффективного журналистского описания:
отбор деталей для воспроизведения должен направляться «сверхзадачей» материала;
необходимо чувство меры, нужно отбирать для описания только самое важное;
необходимо обозначать в информации приметы авторского присутствия или присутствия источника;
для реконструктивного описания: специально установить границы реальности и проверить действительность отобранных деталей.
Повествование (репортажное, реконструктивное) – последовательное воспроизведение основных моментов происходящего. Например: Однажды Вовочка Иванов пошел в школу. Увидев черного кота, который переходил ему дорогу, Вова засвистел, что было силы.
Далее остановимся на методах изложения культурологических и идеологических средств
Цитирование – изложение мысли источника посредством прямой речи.
«ОмГТУ успешно прошел аттестацию и аккредитацию» – сказал на последнем заседании Ученого совета ректор ОмГТУ Н.С. Жилин.
Изложение – передача мыслей источника посредством косвенной речи.
Ректор ОмГТУ Н.С. Жилин сообщил на последнем заседании Ученого совета, что наш вуз успешно прошел аттестацию и аккредитацию
Переосмысление – сообщение о том, что мысль автора входит в противоречие с мыслью источника сообщения.
Несмотря на то, что ректор сообщил об аттестации и аккредитации, у нас есть повод в этом сомневаться.
Апеллирование – ссылка на источник информации.
По сообщению информационного агентства «ПаРи-информ», ОмГТУ успешно прошел аттестацию и аккредитацию.
Словесная инкрустация – введение отдельных лексических единиц в виде вкраплений «инкрустирования» в текст. Наиболее часто словесная инкрустация используется в том случае, если источник сообщения понятен уже по цитате, нет необходимости приводить в тексте его фамилию и должность.
Работа Госдумы в этом году была названа этим депутатом «однозначно» малопродуктивной.
К частным методам относятся экономический, культурологический, этический, искусствоведческий анализ, зависящие от специализации журналиста или от отдельных материалов на конкретные темы. В журналистике частные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию иным путем.
Кроме методов существуют еще и методики – технологии осуществления конкретных познавательных процедур. К ним относится, например, структура творческого процесса в журналистике – см. выше.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов