logo
fedotova_tipsmi

11.1. Зарисовка

Для текстов художественно-публицистических жанров характерен показ окружающей действительности через посредство публицистического образа, глуби­на авторского обобщения действительности, высокая эмоционально-выразительная насыщенность, особые требования к языку и стилю, сближающие эти тексты с художественной литературой.

На современной газетной полосе художественно-публицистические жанры появляются не так часто в силу того, что во-первых, само их написание требует высокого уровня мастерства, доступно не каждому журналисту, а во-вторых сегодняшняя действительность чрезвычайно динамична, в то время как написание текстов этих жанров зачастую требует времени, чтобы материал «отлежался». В сегодняшних условиях далеко не все газеты могут себе это позволить.

Между тем у художественной публицистики есть свои преимущества74:

а) образ активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к сотрудничеству и сотворчеству с журналистом;

б) образ представляет собой обобщенную картину действительности и, следовательно, значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности читателем;

в) образ, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности.

Образная публицистика, сближаясь с искусством, позволяет исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности. Психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования – уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. Восприятие художественно-публицистического произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций.

Образность – отличительный устойчивый признак жанра зарисовки. Здесь образность преобладает над информационностью. В зарисовке журналист не просто информирует о событии или личности, а создает их образ. Яркость, выразительность события обеспечивают его образное отражение.

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность слова и изображения. Часто вербальные журналистские зарисовки сопровождаются целой серией фотоиллюстраций.

В газетной зарисовке автор образно (но кратко, в отличие от очерка) рассказывает о своих впечатлениях и наблюдениях, описывает обстановку, чтобы дать наиболее полную картину увиденного. В ней отсутствует сюжетное описание.

В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров.

Виды зарисовки

Портретная: журналистом создается образ личности, местности или явления. Как правило, такая зарисовка предполагает образное раскрытие одного эпизода биографии, наиболее типичного для этого человека.

Ассоциативная: зарисовка, построенная на ассоциациях журналиста, выполненная в форме свободного размышления над увиденным или пережитым.

Пейзажная: журналистом описывается природа, ее состояние, настроение, возникающее в связи с определенным пейзажем.

Известны зарисовки о природе и животных В. Пескова, которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда».

Приведем пример портретной зарисовки, посвященной районному поселку Седельниково Омской области.