logo
fedotova_tipsmi

9.2. Репортаж

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова, означающего «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами».

Репортаж – информационный жанр журналистики, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.

Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Основной жанровый элемент здесь – динамично развиваю­щееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог.

Репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (в литературоведении такое время называют концептуальным), но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера и читателя на месте события. Эффект присутствия – реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое. Репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкцию события может себе позволить автор очерка, зарисовки, но не репортажа. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев события, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, основная роль в котором отводится все же автору. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Задача любого репортера заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о событиях (и лучше всего — быстро развивающихся).

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание у читателя. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый — изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло и является довольно статичным. В этом случае автор может показать внутреннюю динамику события или динамику авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации.

По своей природе репортаж имеет синтетичес­кий характер, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисов­ки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т. п.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста — создание целостного впечат­ления об эпизоде жизни.

Жанрообразующие признаки репортажа:

К сложнос­тям сюжетно-композиционного построения репортажа М.Н. Ким относит следующие57:

– выбор отображаемого отрезка события;

– выбор и расстановку участников события;

– отбор и расположение фактического материала в ре­портаже;

– отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для опи­сания;

– отбор характерных деталей;

– отбор авторских впечатлений.

Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, впечатления, мнения, интересные детали, зари­совки с натуры и пр., сталкивается с трудностями их струк­турной организации. Одна из них обусловлена необходимос­тью «свертывания» события до нескольких наиболее суще­ственных и значимых эпизодов. В ходе отбо­ра и компоновки фактов могут возникнуть сложности при «склейке» различных эпизодов. Как до­биться целостной картины происходящего? Один из возможных вариантов – различные композици­онные решения. Например, в событийном репортаже журна­лист может следовать за событием, четко отражая все этапы его развития, а затем выстроить материал по хронологическому принципу. В репортажно-аналитической публикации во главу угла ставится некая проблема, пока­занная через внутренние или внешние противоречия. В силу того, что любое репортажное описание подчиняется времен­ным рамкам события, факты должны выстраиваться в некой заданной последовательности, а возникающие «пустоты» мо­гут заполняться авторскими отступлениями, раздумьями, ре­марками, зарисовочными вкраплениями и др.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки — привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различ­ные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впе­чатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти эле­менты способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробно­сти, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамично­сти необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту но­сило активный характер.

В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки и мнения.

Такова структурно-композиционная схема репортажа, ко­торая при желании может быть видоизменена. Например, ре­портаж можно построить на ассоциативных связях или на ис­торических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе.

Подведем итог сказанному, сформулировав особенности работы журналиста над репортажем:

  1. Основной метод сбора материала в репортаже – наблюдение;

  2. Перед началом наблюдения журналист формулирует проблему, которая его волнует: экологическая ситуация в Омске или профессионализм работы стендистов на выставке МВЦ «ИнтерСиб», или своевременность переработки зерна на омских элеваторах после рекордного урожая и т.д.;

  3. Наблюдая, журналист фиксирует детали происходящего, важные с точки зрения выбранной проблемы, а также эмоции, настроения и проявления чувств, участвующих в событии людей;

  4. Журналист беседует со специалистами, очевидцами и участниками события, чтобы проверить правильность своих наблюдений, получить дополнительные сведения о том, чего сам наблюдать не смог;

  5. Формулирует концепцию, включающую идею будущего текста и аргументацию этой идеи, а также намечает композицию, лексико-стилистические, эмоционально-образные компоненты будущего текста;

  6. Предусматривает в тексте эффект присутствия, динамизм происходящего события, описание, содержащее элемент новизны и личностное восприятие события.

Одним из примеров жанра, подтверждающим сказанное выше, является следующий репортаж.