logo
fedotova_tipsmi

6.7. Беседа в условиях конфликта

Различают два типа конфликтного общения. Первый – конфликтность общения в условиях сотрудничества. Его основой является то, что журналист и его собеседник видят разные пути достижения общей цели. Конфликт имеет творческий, созидательный характер.

Другой тип – явная противоположность позиций, их несовместимость. В известной мере это упрощает процесс общения, т.к. противоположность идей, несовместимость взглядов оборачивается полной откровенностью, прямотой суждений.

Какую же стратегию ведения беседы предпочесть в этом случае?

Исследователи (К.У. Томас и Р.Х. Килменн) указывают на пять основных стилей поведения при конфликте43:

Стиль поведения в конкретном конфликте, замечают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или актив­но, и интересы другой стороны, действуя совместно или инди­видуально.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному ис­пользованию того или иного стиля в зависимости от конкретных ситуаций и характера личности человека.

Стиль конкуренции или соперничества. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70 % всех случаев в конфликте — это стремление к одно­стороннему выигрышу, удовлетворению в первую оче­редь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интере­сы другой стороны. Его может использовать человек, обладаю­щий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Именно такие люди зачастую являются собеседниками журналиста. А вот самому журналисту этот стиль поведения в конфликтной ситуации использовать можно, только если он чувствует, что нет иного выбора и нечего терять. Тем более, что эта стратегия редко прино­сит долгосрочные результаты, собеседник завтра может отказаться от сотрудничества, так как эта стратегия кроме чувства отчуждения больше ничего вызвать не может.

Агрессивности собеседника лучше противопоставить настойчивость. В отличие от агрессивности она подразумевает уважение и к собственной персоне, и к личности собеседника. Настойчи­вый, напористый журналист не рубит сплеча, не «выжимает» информацию, а подводит собеседника к ответам на интересую­щие его вопросы мягко, но уверенно, осторожно, но твердо.

Однако и настойчивость как выбранный вариант информа­ционной стратегии не всегда гарантирует нужную реакцию со­беседника. Журналист должен быть психологически подготовлен к отказу в предостав­лении сведений.

Сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вме­сте с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликт­ных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наибо­лее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппо­нентов партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников и процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фразы: «Я хочу справедливою исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, как мы оба можем получить то, что хотим», «Я пришел к вам, чтобы решить нашу проблему». Далее, проникая в глубь разногласий, следует установить, какая потребность сто­ит за желаниями другой стороны, выяснить, в чем ваши разногласия компенсируют друг друга.

Однако такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в сле­дующих случаях:

Суть стиля компромисса заключается и том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает сталь сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что од­новременные желания невыполнимы, например, источник хотел бы поделиться с журналистом определенной информацией, но не может этого сделать, так как она является засекреченной.

При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить спои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Стиль компромисса требует определенных навыков в веде­нии переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился. Следует иметь в виду, что если компромисс достигнут без тщательного поиска вариантов решения, то он мо­жет быть не оптимальным исходом конфликтной ситуации.

Стиль компромисса при разрешении конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои пра­ва, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных основа­ний для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.

Конфликтующая сторона может использовать стиль уклоне­ния, если она:

Не следует думать, что этот стиль является бегством от про­блемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее, или это не те взаимоотношения, которые вам необходимо под­держивать.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собст­венные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстанов­ления нормальной рабочей обстановки. Томас и Килменн счи­тают, что иногда это — единственный способ разрешения кон­фликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными, чем ваши, или его переживания — более сильными. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интере­сов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом в более благоприятной обстановке вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.

Стиль приспособления может быть применим в следующих наиболее характерных ситуациях:

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Что касается тактики поведения в конфликтной ситуации, психологами разработан ряд приемов нейтрализации замечаний собеседника:

Например:

«– С чего Вы взяли, что внутренний валовой продукт падает? Вот журналисты вечно так – не разберутся в проблеме…Что за источник вы используете? И если уж используете, то цитируйте до конца, а не выхватывайте из текста отдельные мысли.

– Быть может, я действительно не совсем точно привел цитату, в разговоре это сложно сделать…. »;

«- Вот и в прошлый раз ваше издание неверно процитировало мои высказывания…

- Условия предоставления материала давайте обсудим чуть позже, а пока вернемся к сути вашего высказывания…»;

Приступая к изучению острой темы, журналисты пользуются следующим алгоритмом действий44: