4.1. Особенности журналистики как рода творчества
Что такое творчество?
Библиотекарь, выдающий книги, занимается творчеством? А когда он составляет рубрикатор для каталога, по которому эти книги можно будет найти?
У дворника творческая профессия?
А у писателя творческая профессия? А если это графоман?
После размышления над этими вопросами, дадим определение творчества в общем смысле.
Творчество – это общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техники и т.д. Творчество рождается, когда работа, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям.
Творчество – рождение нового. Является ли журналистика творческой деятельностью? Создает ли журналистский текст что-то новое? На первый взгляд – вопрос риторический, но с одной стороны в журналистике есть устоявшиеся годами жанровые каноны, масса журналистских клише, с другой – журналист сообщает о том новом, что уже кто-то изобрел, поставил на сцене, предложил в политике и т.д.
Сегодня часто употребляется термин «креативность» как синоним понятия «творчество». Согласно некоторым философским исследованиям термин креативность обозначает способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства17.
Любой субъект деятельности, в том числе и журналист, который обладает высокой степенью креативности, характеризуется высоким уровнем интеллекта и высокой степенью иррациональности. Иррациональность – основа решения многих незаурядных задач незаурядным способом. Иррациональность в журналистике отражается в интуитивном характере применения принципов деятельности и корпоративности участия в творческом процессе. Природа интуиции состоит в неосознаваемой переработке чувственной и рациональной информации, в бессознательном регулировании мыслительной деятельности. Журналистская интуиция синтезирует научное, художественное чутье и «практическую мудрость».
Творчество в журналистике носит особый, специфический характер. Так, с позиций научного знания новым является открытие новых фактов и закономерностей. А с позиций журналистики творчеством является наиболее широкое оповещение аудитории о самых интересных фактах.
Любое творчество субъективно, то есть несет отпечаток личности автора, его позиции, предпочтений, привычек. Но помимо субъекта доминантами в творческом процессе также выступают объект творчества и содержание действительности. Особенность журналистского творчества заключается в том, что все эти три стороны должны находиться в центре внимания, в органическом сочетании, не тормозить развитие друг друга.
Отличительными особенностями журналиста-профессионала всегда было уважение к точному знанию и его носителю, осознание приоритетности информации специалиста по отношению к субъективным реакциям на мир корреспондента.
В любой профессии есть творческие и нетворческие моменты. Вопрос – в характере соотношения творческих и нетворческих начал в деятельности. Если ремесленные операции имеют вспомогательное значение, такая деятельность считается творческой. С этой точки зрения журналистика – безусловно творческая профессия.
Творческая природа журналистики обнаруживается в том, как и на каком качественном уровне она удовлетворяет общественную потребность в знаниях, нормах, осознание и принятие которых обеспечивает активную жизнедеятельность личности, социальной группы, общества в целом.
Обозначим особенности журналистики как рода творчества:
1. Прямая непосредственная зависимость журналиста и всей системы СМИ от социальных, экономических отношений и идеологии. Связь журналистики с практикой, с идеологией обнаруживается в оперативности, актуальности публикаций. Журналист рассказывает о жизни в момент ее развития. Оппозиционные СМИ тоже зависят от существующей идеологии в том смысле, что они с этой идеологией борются. Разница в отражении тех или иных идеологических концепций выражается в системе СМИ в индивидуализированном подходе к формированию принципиальных позиций деятельности, так как и издания стоят на разных идейных позициях и культурные позиции изданий и журналистов разные и способы организации производства информации тоже разные.
2. Взаимозависимость духовного и практического начал в журналистском творчестве. Изначальный замысел журналистского произведения всегда ищет подтверждения в практике. Журналист, прежде чем создать свое произведение, работает в «полевых условиях», все свои выводы проверяет на конкретных практических примерах. Духовно-практическая природа проявляется и в особенностях творческого процесса, в котором точка зрения журналиста всегда проверяется конкретной ситуацией. Журналист пишет свой текст в расчете на изменение действительности, улучшение ее путем изменения сознания своей аудитории.
Изначальная ориентация на духовное развитие аудитории и на практику диктует необходимость создания таких условий, в которых потребитель информации не только является потенциальным участником информационного процесса, но и развивает творческое начало аудитории, ее позитивные качества: чувство собственного достоинства, чувство прекрасного и т.д.
3. Журналистика – коллективистский род творчества. Эта особенность творчества обеспечивается в журналистике комплексностью самого СМИ – системностью построения радио и телепрограмм, модели газеты и журнала, а также наличием методики подготовки выпуска печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции масс-медиа. Журналист в одиночку не может издавать газету или выпускать передачу в эфир. Рядом с ним работают редактор, оператор или звукооператор, фотограф, оператор верстки и т. д. Каждый из них на своем этапе вносит что-то свое в творческий процесс. В каждодневной работе редакции проявляется единство коллективистского и индивидуального начал в творчестве.
Журналист может творчески реализоваться наиболее полно, только если его личностные устремления совпадают с направленностью редакции, в которой он работает. Если журналисту искренне нравится работа в желтой газете, нравится любой факт подавать как сенсацию, и ради этого он даже готов что-то присочинить, он находится в гармонии с собой и с коллективом и, как ни парадоксально звучит, общественная польза от реализации его творческого потенциала будет выше, чем если бы он работал в качественной газете. А если в этой ситуации окажется человек по натуре скрупулезный, опирающийся только на факты – он будет страдать. При всех случаях для максимальной реализации журналистского потенциала необходимо, чтобы совпали интересы журналиста и интересы газеты.
Для нормальной работы редакции необходимо сотрудничество или сотворчество журналиста и всех соучастников творческого процесса.
Творческая среда выполняет по отношению к журналисту следующие функции:
критическую (оценка готовых материалов и способов деятельности);
селективную (отбор наиболее удачных текстов);
программирующую (задающую программу действий, объясняющую, как нужно поступать в тех или иных случаях).
4. Регулярность и системность творческих акций, зависящая от периодичности выхода в эфир или публикаций. Если писатель может сидеть за письменным столом и ждать вдохновения, то журналист вряд ли может себе этого позволить. К моменту сдачи номера в печать все публикации должны быть готовы, а к выходу следующего номера они уже могут устареть.
Системность журналистских действий предполагает использование сообщений и интерпретаций информации, трактовок проблемы другими средствами массовой информации; синтетичность воздействия и разделение функций разных по формам воздействия СМИ и т.д.
5. Журналисту приходится обращаться к текущим, рядовым фактам, выявляя в них общезначимое. Он не может писать о фантастических, выдуманных событиях, только о повседневности, о том, что случилось в реальной жизни. Задача журналиста – за обыденными фактами видеть социально значимые явления, объяснять их суть.
6. Предсказуемость взаимодействия текста с сознанием и поведением аудитории. Текст пишется в расчете на ту или иную реакцию аудитории. Так, информационная заметка рассчитана на рациональную познавательную реакцию, фельетон предполагает эмоционально-живую, реакцию, «смех сквозь слезы», а интервью – более подробное знакомство с явлением, анализ причин и следствий, реакцию сотворчества, соучастия аудитории в этом процессе анализа. В отличие от журналистского, предполагаемая реакция на художественный или на научный текст в него на закладывается.
Объекты и субъекты творческого процесса
Главные объекты творческого журналистского процесса:
окружающая действительность;
личности (как отдельные, так и группы, общности);
социальные институты;
аудитория СМИ.
Главные субъекты:
средства массовой информации;
журналисты;
аудитория СМИ;
социальные институты.
На разных стадиях общения, творческого процесса, в разных условиях объекты и субъекты могут меняться местами, выполнять задачи другой стороны. Однако главными фигурами в СМИ были и остаются журналист с одной стороны и аудитория – с другой.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов