logo
fedotova_tipsmi

3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности

Неизбежно возникает вопрос: если журналистика настолько тесно связана с другими профессиями, имеющими информационно-коммуникативный характер, может быть она вообще не является самостоятельной профессией? Ведь знания, необходимые для успешной деятельности журналиста, специализирующегося на криминале и разного рода расследованиях отличаются от необходимого набора знаний журналиста, специализирующегося на аграрной теме в журналистике? Нуждается ли журналист в особых журналистских знаниях или достаточно знаний из той области, в которой он специализируется? Вопрос о том, является ли журналистика самостоятельной профессией, как это ни парадоксально, до сих пор не решен.

Система СМИ выделяется на основе общности объекта воздействия – аудитории, общности закономерностей развития, общности функций. Те, кто на основании этого считает журналистику профессией, выделяют следующие ее системообразующие признаки:

Вторая группа споров, связанная с журналистикой как профессией – споры о том, является ли она творческой профессией. Создают ли журналисты что-то новое или они являются только интерпретаторами событий, происходящих в мире?

Творчество в общем виде – проявление нового в любой области человеческой практики. В таком случае журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходится принимать решения в конкретных условиях, иногда опровергая схемы, бытовавшие в социальной практике, стереотипы поведения и восприятия людей. Но труд журналиста также подчинен определенным алгоритмам, технологии проведения интервью, работой с документами по определенной схеме. То есть схемы, наработанные практикой, методы решения творческих задач в журналистике тоже присутствуют. Для журналиста необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок. Ремесленное, технологичное и творческое в журналистике находятся в состоянии взаимодействия.

Рассмотрим подробнее системообразующие признаки журналистики как профессии.

Первый заявленный выше признак – функции журналистики. Г. Лассуэлл в 1948 г. сформулировал три функции массовой коммуникации:

В 1960 г. профессор Пенсильванского университета Ч. Райт добавил к этим функциям еще одну - развлекательную (рекреативную).

Следующий признак - тип, характеристики, объект и условия деятельности;

Типом деятельности для журналистики является массовая коммуникация, которая:

Массовая коммуникация через СМИ осуществляется по следующей упрощенной схеме: социальная действительность (источник сведений для журналиста) – журналист – редакция – текст – канал передачи текста – аудитория – преображенная действительность.

Основной способ контакта с аудиторией – текст.

Журналистские тексты имеют общие черты:

Социальное содержание текста, как правило, обусловлено актуальностью и новизной, соответствием запросам аудитории, глубиной анализа социальной действительности, опережающей постановкой общественно-значимых проблем, ориентацией на определенный идеал, совершенством формы подачи материала.

Объектом отражения в журналистике является актуальная социальная действительность во всех ее проявлениях.

Система источников информации включает информацию как из официальных, так и из неофициальных источников, которую, тем не менее, необходимо тщательно проверять до публикации.

Ритм и режим труда журналиста также особые. Говоря одним словом, труд журналиста ненормирован: ведь невозможно отключиться от работы, например, если проводишь журналистское расследование, даже если обычный восьмичасовой рабочий день давно истек.

Таким образом, журналистика обладает всеми перечисленными выше признаками профессии. А это значит, что хотя журналистика и имеет общие с другими специальностями информационно-коммуникативного цикла черты, она все же является самостоятельной профессией.

Однако генетическое родство – не единственное, что роднит журналистику с этими профессиями. К общим чертам профессий информационно-коммуникативного цикла можно также отнести следующее:

Различия между описанными сферами деятельности наглядно представлены в табл. 3.1.