3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
Неизбежно возникает вопрос: если журналистика настолько тесно связана с другими профессиями, имеющими информационно-коммуникативный характер, может быть она вообще не является самостоятельной профессией? Ведь знания, необходимые для успешной деятельности журналиста, специализирующегося на криминале и разного рода расследованиях отличаются от необходимого набора знаний журналиста, специализирующегося на аграрной теме в журналистике? Нуждается ли журналист в особых журналистских знаниях или достаточно знаний из той области, в которой он специализируется? Вопрос о том, является ли журналистика самостоятельной профессией, как это ни парадоксально, до сих пор не решен.
Система СМИ выделяется на основе общности объекта воздействия – аудитории, общности закономерностей развития, общности функций. Те, кто на основании этого считает журналистику профессией, выделяют следующие ее системообразующие признаки:
функции, преобладающие виды;
тип, характеристики, объект и условия деятельности;
типы контактов и способы взаимодействия с аудиторией;
объекты отражения;
система источников информации;
ритм и режим труда16.
Вторая группа споров, связанная с журналистикой как профессией – споры о том, является ли она творческой профессией. Создают ли журналисты что-то новое или они являются только интерпретаторами событий, происходящих в мире?
Творчество в общем виде – проявление нового в любой области человеческой практики. В таком случае журналистика пронизана творчеством: сотруднику СМИ приходится принимать решения в конкретных условиях, иногда опровергая схемы, бытовавшие в социальной практике, стереотипы поведения и восприятия людей. Но труд журналиста также подчинен определенным алгоритмам, технологии проведения интервью, работой с документами по определенной схеме. То есть схемы, наработанные практикой, методы решения творческих задач в журналистике тоже присутствуют. Для журналиста необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок. Ремесленное, технологичное и творческое в журналистике находятся в состоянии взаимодействия.
Рассмотрим подробнее системообразующие признаки журналистики как профессии.
Первый заявленный выше признак – функции журналистики. Г. Лассуэлл в 1948 г. сформулировал три функции массовой коммуникации:
обозрение окружающего мира (информационная функция);
воздействие на общество через обратную связь (преобразующая функция);
передача культурного наследия (познавательно-культурологическая функция).
В 1960 г. профессор Пенсильванского университета Ч. Райт добавил к этим функциям еще одну - развлекательную (рекреативную).
Следующий признак - тип, характеристики, объект и условия деятельности;
Типом деятельности для журналистики является массовая коммуникация, которая:
осуществляется в больших социальных группах;
обладает специальными каналами;
оперирует определенными знаковыми системами»
отличается «отсроченным» характером обратной связи.
Массовая коммуникация через СМИ осуществляется по следующей упрощенной схеме: социальная действительность (источник сведений для журналиста) – журналист – редакция – текст – канал передачи текста – аудитория – преображенная действительность.
Основной способ контакта с аудиторией – текст.
Журналистские тексты имеют общие черты:
отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста;
несут на себе отпечаток источника информации;
создаются с учетом того или иного канала коммуникации;
подчиняются определенным профессиональным критериям.
Социальное содержание текста, как правило, обусловлено актуальностью и новизной, соответствием запросам аудитории, глубиной анализа социальной действительности, опережающей постановкой общественно-значимых проблем, ориентацией на определенный идеал, совершенством формы подачи материала.
Объектом отражения в журналистике является актуальная социальная действительность во всех ее проявлениях.
Система источников информации включает информацию как из официальных, так и из неофициальных источников, которую, тем не менее, необходимо тщательно проверять до публикации.
Ритм и режим труда журналиста также особые. Говоря одним словом, труд журналиста ненормирован: ведь невозможно отключиться от работы, например, если проводишь журналистское расследование, даже если обычный восьмичасовой рабочий день давно истек.
Таким образом, журналистика обладает всеми перечисленными выше признаками профессии. А это значит, что хотя журналистика и имеет общие с другими специальностями информационно-коммуникативного цикла черты, она все же является самостоятельной профессией.
Однако генетическое родство – не единственное, что роднит журналистику с этими профессиями. К общим чертам профессий информационно-коммуникативного цикла можно также отнести следующее:
Конечный продукт деятельности во всех этих специальностях информация, преобразованная по законам каждой из этих сфер деятельности и распространяемая на определенную аудиторию. Схематически это можно выразить формулой: информация 1 – информация 2.
Цель деятельности – коммуникация как условие согласования действий людей по преобразованию окружающего социального и физического мира.
Существование в профессиях сменяемых парадигм, которые можно рассматривать как стандарты творчества. Например, основная парадигма всей науки до появления системы Коперника – «земля плоская». А одна из парадигм сегодняшней журналистики – информационные заметки пишутся по принципу «перевернутой пирамиды». В определенной степени можно считать парадигмой также зависимость от идеологии государства.
Слово (текст) как способ воздействия на аудиторию, как инструмент специалистов этой группы профессий.
Вследствие большого влияния представителей этих профессий на сознание людей – наличие этических кодексов, ограничивающих манипуляцию сознанием людей.
Различия между описанными сферами деятельности наглядно представлены в табл. 3.1.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов