logo
fedotova_tipsmi

5.1. Общие методы журналистики

Понятие метод происходит от греческого слова «путь» и означает в широком смысле способ движения познания и способ применения практических навыков. Общая методология занимается обоснованием и конструктивной критикой наличных методов, выявлением их возможностей и границ.

Методология журналистского творчества – это система используемых в творческом процессе знаний о закономерностях публицистики, сущности, системе и способах применения методов журналистского творчества.

Методология журналистского творчества включает общие методы познания; методы научного, художественного познания, которые составляют методологические основы публицистической творческой познавательной деятельности и методологические принципы публицистического изложения.

Методы, применяемые в любой профессии, в том числе и в журналистике, можно разделить на общие, специальные и частные.

Общие – методы, применяемые во всех специальностях информационно-коммуникативного цикла.

Специальные – методы, характерные для определенной сферы деятельности, в данном случае для журналистики. Эти методы отличают ее от родственных специальностей. Именно особая методика сбора и изложения информации делает журналистику журналистикой, особой профессией в ряду других коммуникативных специальностей.

Частные методы – методы, применяемые в отдельных областях журналистики, которые имеют отношение к журналистской специализации.

Общие методы часто не осознаются в процессе практической работы, задают общие принципы построения, тональность, философию текста.

Диалектический метод как система общих мировоззренческих принципов в познании и творчестве. Общий взгляд на мир, которому свойственно развитие. Источник этого развития находится внутри предметов и явлений. Движущая сила развития – обострение и снятие противоречий. Поэтому журналист, исследуя любое явление, исследует и его развитие: источник проблемы, пути решения, перспективы ситуации.

Метод системного анализа социальных явлений. Журналист должен обладать социологическим мышлением, уметь совмещать политический и эстетический, экономический и этический правовой и философский подходы к анализу явлений жизни. Например, журналист анализирует появление в обществе новых русских. В этом случае, отталкиваясь от общественной системы в целом, можно говорить о расслоении общества на богатых и бедных, отсутствии среднего класса. Если он говорит о роли новых русских в экономике, хорошо, если бы это было дополнено, например, этикой нового класса. Это вовсе не значит, что каждая статья, даже если журналист выбирает узкую тематику, должна предлагать читателю масштабный анализ. Для каждой темы нужно выстроить собственную систему. Важно, чтобы не было однобокости ее рассмотрения. Например, журналист выбирает тему «Интеллектуальные способности новых русских в анекдотах». И рассматривает эту социальную группу не в системе экономики, а в системе анекдота. Сравнивает их интеллектуальные способности с интеллектуальными способностями чукчи и Василия Ивановича, например; выявляет отношение к этим новым персонажам анекдота и т.п.

Метод индуктивного изложения учитывает особенности аудитории. Аудитория СМИ – массовая, это значит, что нужно готовить тексты, рассчитывая на то, чтобы быть понятым максимально большим количеством людей. Отсюда и основной принцип изложения – от простого к сложному. Отсюда – приемы вариативности, повторения, обращение к диалогическим формам повествования (читающий может получить ответ на вопрос, который бы задал он сам). Наиболее часто применяется индукция через отбор и индукция через исключение, дающая возможность сортировки накопленных фактов, выделения наиболее существенных и показательных среди них, исследования явления в чистом виде.

Метод художественного познания – выявление типического через индивидуальное. Этот метод роднит журналистику с литературой. Журналисты всегда рассказывают о социальных явлениях, опираясь на конкретные факты, конкретных людей. Но это всегда также не просто случайные факты, а рассказ о более общем, о социальном явлении или проблеме. Например, в материале о спонсорстве как социальном явлении обязательно будет рассказано о конкретном спонсоре, оказавшем помощь детскому дому.

Методы психологии и социальной психологии. Журналисту необходимо знание психологии собеседника, от которого он собирается получить информацию, как к нему подойти, как реагировать на сложные моменты в разговоре, как, используя психологические приемы, построить разговор с разгневанным читателем. Но ему необходимо также знание психологии аудитории, общественного мнения и конкретных читателей, чтобы прогнозировать нужное восприятие материала.

Общена­учные методы анализа и интерпретации данных (классификация, группиров­ка, систематизация и т. д.) применяются при обработке собранной журналистом информации.

Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Группировка является формой классификации и позволяет разделить цело­стную совокупность объектов или данных на однородные груп­пы таким образом, чтобы различия внутри группы были суще­ственно меньше, чем между группами.

Классификация и груп­пировка предполагает обнаруже­ние неких общих закономерностей в различных явлениях дей­ствительности, а также выяснение причинно-следственных свя­зей между разнородными фактами.