logo
fedotova_tipsmi

4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса

На заре журналистики был распространен «деятельностный синкретизм», т.е. совмещение обязанностей редактора, репортера, фотографа, художника и т.д. Сегодня функции, которые когда-то брал на себя типограф, значительно расширились и усложнились. В журналистике существует специализация по различным видам творчества.

Есть несколько классификаций видов творчества в журналистике. Они выделяются по разным критериям.

С формальной точки зрения выделяются следующие виды творчества (в соответствии с типологией изданий):

Дополнительные критерии для сотрудника:

С содержательной точки зрения выделяются следующие виды творчества в журналистике:

1. Организационно-управленческое творчество редактора, ответственного секретаря, зав. отделом. Основная проблема – организовать работу редакции как единого предприятия, выпускающего печатную или эфирную продукцию. Сделать так, чтобы концепция СМИ была интересна аудитории, для которой СМИ работает.

2. Организаторская деятельность журналистов, предметным основанием которой служат внередакционные связи сотрудников редакции – выездные редакции, связь с собкорами и т.д. Организация и редактирование материалов от читателей, внештатных авторов, организация мероприятий «обратной связи». Отклик на отдельные журналистские материалы или на концепцию СМИ.

3. Публицистическая деятельность. Написание текстов журналистами.

Структура творческого процесса

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла, формулировку гипотезы и ее проверку, набросок плана будущего произведения, композиционное его оформление.

Исходным для творческого акта оказывается такой момент, в ходе которого журналист осознает поступившие в его распоряжение сведения о конкретной реальной ситуации или масштабной общественной проблеме как сигнал к оперативным действиям. Это может произойти в ходе наблюдения, в ходе изучения документов и т.д.

Проблемные ситуации в данном случае можно рассматривать как внешние условия, побуждающие журналиста к творчеству. В этом смысле журналиста можно назвать специалистом по созданию и постановке проблем. В массовом сознании круг проблемных ситуаций органичен и с качественной, и с количественной точек зрения. Позиция человека в повседневных заботах часто строится как критически рефлексивная. Конкретного человека зачастую интересуют только проблемы его повседневной жизни, которые как-то касаются его деятельности и только в той степени, в какой они касаются лично его. Отдельному человеку, например, безразлично, будут ли работать все магазины города круглосуточно, для него важно, чтобы соседний магазин работал так, как ему удобно. А журналист по долгу службы смотрит на проблему шире и ставит иные проблемы, более широкого свойства – сколько нужно круглосуточных магазинов для миллионного города? Кто об этом позаботится? И т.д.

Сам выбор темы как проблемной ситуации уже есть творческий процесс. Это открытие нового – за рядом явлений – увидеть проблему, о которой никто еще не говорил или наоборот, посмотреть на давно известную проблемную ситуацию другими глазами.

Возникает резонный вопрос: аналитические и художественно-публицистические жанры действительно нацелены на постановку и решение проблем средствами журналистики, но информационные жанры … они ведь только информируют? Существует ли проблема как начало творческого процесса в жанре информации? Дело в том, что именно определенная проблема, назревшая в обществе, заставляет журналиста-информационщика собирать эту, а не другую информацию, задавать эти, а не другие вопросы, рассматривая проблемы, которые находятся сегодня на «повестке дня». Приведем пример. Информация в газете «Новое обозрение» о том, что «Новый учебный год связан с началом очередного этапа реализации школьной программы «Омсквинпрома» (речь идет о помощи ряду городских школ). Контекстом этой заметки является проблема: Помогают ли предприятия, имеющие высокий доход, организациям образовательной, культурной сфере, выполняющим в обществе важные функции, однако зачастую мало материально обеспеченным? Опираясь на этот проблемный контекст, журналист и выясняет, что делается этими предприятиями для общества, для горожан. Или заметка, опубликованная в «Коммерческих вестях» 19 июля 2006 г.: «В Нижнем Тагиле состоялась вы­ставка вооружений «УралЭкспоАрмс – 2006». Как сообщил министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ЛУППОВ, вернувшийся с выставки, руководство ФГУП «Омсктрансмаш» договорилось об увеличении гособоронзаказа на второе полугодие 2006 года – доведении его объемов до 500 млн рублей, а также обсудило возможность размещения на Омсктрансмаше заказов Уралвагонзавода по производству комп­лектующих к танкам Т-90»18. Здесь выставка вооружений увязана с проблемой госзаказа для оборонных предприятий.

Не так очевидна связь с проблемой в информационных заметках – анонсах и заметках, темой которых являются произошедшие события. Дело в том, что здесь на какую-то общественную проблему отвечает уже само событие, роль журналиста сводится к тому, что он выделяет это событие из ряда других и уже этим признает его роль в решении проблемы. Примером, иллюстрирующим сказанное выше, может послужить заметка следующего содержания из газеты «Омский вестник»: «Министерство культуры Омской области в дни школьных каникул проводит Областной кинофестиваль «Карусель детства».19

Итак, мы убедились, что постановка проблемы журналистом или ее обнаружение являются обязательным и очень важным моментом творчества, его исходным моментом. Какие же еще этапы можно выделить в рамках творческого процесса?

После того, как некая проблема сформулирована журналистом в виде вопроса, он начинает искать ответ на этот вопрос: задавать его компетентным людям, просматривать документы, наблюдать за развитием ситуации, ставить журналистские эксперименты и т.д. Но этот этап нельзя назвать просто «сбор материала», потому что параллельно идет работа по его упорядочению и классификации в соответствии с проблемой.

Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего, должен определить тему. Облегчает ситуацию выбора темы редакционное задание, однако тема рождается и в виде какой-то новой интересной идеи или нового поворота в известной ситуации. Натолкнуть на тему может и факт, событие, позволяющее по-новому взглянуть на происходящее.

Только после того, как тема сформулирована, начинается подготовительная работа. При этом очень важно представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, что потребуется для ее реализации.

Интересен вопрос о том, как движется мысль журналиста – от факта – к теме или наоборот. Вот как отвечает на него в монографии М.Н. Кима «Технология создания журналистского произведения» один из опрошенных корреспондентов: «Что появляется раньше — факты или темы? Ответить однозначно на этот вопрос не могу. Это всегда происходит по-разному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкивают тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг происходит какое-то событие или появляется информация о какой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выдумываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопичная жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. А те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания».

Иную точку зрения высказывает еще один респондент. «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда — результат опыта: то ли прочитал что-то и — по принципу чем больше знаешь, тем больше хочется знать — начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые, быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, т. е. рассказать о старом по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому небезразличными и, пожалуй, самое главное — наивное стремление к справедливости (вера в то, что слово может больно ударять и исправлять). Есть, конечно, и четвертое — нескромно, — хочется просто не затеряться в потоке безликой информации. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Вот тогда тема тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема – это, прежде всего, неразрешенная проблема: то, что более всего волнует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крикливо и громко) разрешить в материале то или иное противоречие, проанализировав его со всех сторон»20.

Итак, формулировка темы произведения – творческий процесс, в ходе которого журналист рассматривает попавшие в его распоряжение факты (новые или уже известные ранее) в определенной плоскости, с точки зрения общественно важной проблемы. Тема в журналистском понимании — «это предмет описания конкретной ситуации и, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения»21.

Непосредственными источниками для рождения тем может быть информация пресс-служб или частных информаторов, работа коллег.

Поиск интересных тем — извечная проблема журналистов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечательное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете, какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенном навыке в поиске проблем.

Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. «Замысел — первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов»22.

Замысел уже в большей степени, чем тема и идея соотносятся с формой будущего произведения. «Одни замыслы, – пишет М.Н. Ким, – например, отклик на конкретное событие, требуют оперативной реализации. Журналист, определив актуальность события, тут же собирает соответствующие факты, а если они уже имеются, уточнив некоторые детали, садится писать заметку. Другие замыслы требуют накопления определенного жизненного материала, его предварительного осмысления, отбора наиболее примечательных ситуаций для раскрытия проблемы, систематизации имеющихся фактов с целью формирования окончательной темы, всестороннего изучения вопроса и т.п. В данном случае замысел может быть скорректирован, уточнен и в итоге приобрести ясные очертания. Как правило, результатом такого замысла становится крупное произведение.

Таким образом, замысел, предваряя всю последующую работу журналиста над будущим произведением, уже на начальных этапах творчества представляет микромодель этого произведения.

Данная стадия имеет эвристический характер, потому что непосредственно связана с поиском оригинальных идей, мыслей, образов, деталей, жизненных фактов и т.п.»23

Для успешной реализации замысла необходимо накопление конкретного жизненного материала, который ляжет в основу будущего произведения. В этом может быть полезна не только работа с источниками информации по данной проблеме, но и случайные жизненные факты, вскользь брошенная фраза, мимолетная зарисовка с натуры, письмо читателя. Все это может храниться в записных книжках журналиста в течение многих лет.

«Замысел произведения, — пишет Е.П. Прохоров, — по структуре своей должен походить на чертеж будущего произведения как целостности в единстве его темы, проблемы»24. И далее: «Проблемная сторона замысла — это такое знание объекта, при котором есть «пустоты», допустимы противоречивые утверждения, воз­можна и даже необходима мысль о незнаемых связях и взаимодействиях, которые по-новому осветят уже полученное знание. И когда в замысле начинают выделяться тематическая и проблемная сторона, причем их столкновение порождает и намек на идейную сторону будущего произведения, тогда и возникает у публициста вопрос о «достаточности» его вооружения»25.

Для преодоления этих «пустот», не позволяющих увидеть объект во всей его целостности, и выдвигаются различного рода гипотезы, состоятельность которых проверяется на практике. Благодаря проверке гипотез сбор материала для журналистского произведения становится более целенаправленным. «Рабочая гипотеза, — подчеркивает Е. П. Прохоров, — это система отчасти обоснованных и опирающихся на творческое воображение предположений о смысле и значении привлекшего внимание журналиста явления и о путях разрешения проблемы»26.

Гипотезы выдвигаются журналистом для того, чтобы дать предположительные, наиболее вероятные ответы на вопросы, поставленные журналистом в начале работы. Но жизнь многообразна и предугадать ее порой бывает сложно, порой просто невозможно. Поэтому большинство журналистских гипотез не подтверждается практикой. В.В. Учёнова сравнивает недолговечность гипотезы с недолговечностью строительных лесов, от которых избавляются после выполнения ими своей служебной функции. Точно также в ходе работы над журналистским материалом гипотеза сменяется концепцией. «В том, что значительная часть гипотез не подтверждается, — пишет В. В. Учёнова, — сменяется иными на базе исследуемых процессов, нет ничего противоестественного. Противоестественным было бы обратное: все, что предположил журналист, еще находясь в стенах редакции, совпало с тем, что выяснилось в ходе его командировки. Такая прозорливость корреспондента может быть лишь в исключительных случаях. Чаще всего доскональное совпаде­ние предположений с реальностью может лишь означать, что журналист, завороженный собственной первоначальной верси­ей, оказывается слепым к тем фактам, которые этой версии не соответствуют. Ведь именно в негибкости первоначальной ги­потезы заключается причина неудачи»27.

Гипотеза может быть одним из способов решения проблемы, которую поднимает своим произведением журналист. Существует несколько способов решения проблемной ситуации. Например, метафорический перенос позиции журналиста или действующих лиц произведения («Личное подворье – дело государственное» – материал предлагает свежий взгляд на одно из фермерских хозяйств с «государственных» позиций). Другим вариантом решения проблемы и выдвижения практичной гипотезы может быть рассмотрение предмета с разных точек зрения (Так в «Комсомольской правде» много лет существовала традиция написания репортажа на одну тему разными авторами.) Еще один вариант предполагает отказ от известных способов действия (сюда входят многочисленные журналистские эксперименты, «смена профессии» и др.).

Поясним на конкретном примере, как может выглядеть начальный этап работы над журналистским произведением. Допустим, журналист услышал в одном из выпусков новостей о том, что бультерьер укусил собственную хозяйку. Проблема воспитания и дрессировки домашних животных кажется ему актуальной, он начинает думать над тем, как претворить ее в жизнь, какие направления в ее разработке выбрать. Быть может, это будет рассказ о способах воспитания домашних животных, об организациях, где могут помочь каждому собаководу, а может быть этот факт станет одним из частных случаев, рассказывающих о русском презрении к опасностям и популярности «русской рулетки» в обыденной жизни, а может – о вечной надежде на русское «авось». Направление мысли журналиста и предопределит замысел произведения, направление дальнейшей работы.

Гипотезой, например, может стать утверждение: «Все бультерьеры агрессивны, не стоит держать такое опасное животное у себя дома» ли наоборот «При соответствующем обучении и воспитании бультерьер так же послушен, как и собака другой породы».

Только после того, как журналист определится с темой, замыслом, выработал рабочую гипотезу, он может начать собирать необходимые факты и только тогда его поиск будет успешен.

Следующий этап работы над журналистским произведением – верификация (иначе говоря – проверка) рабочей идеи. В нашем примере подтверждения своим идеям журналист может искать у профессиональных дрессировщиков, членов клубов собаководов-любителей, кионологов-профессионалов и других специалистов, способных выступить в этом вопросе в качестве экспертов. Можно получить ответы на свои вопросы и в специальной литературе по дрессуре и собаководству. После знакомства с источниками журналист может определить, верна ли его гипотеза, и переходить к следующему этапу работы. Если гипотеза неверна, что чаще всего и бывает, как отмечалось выше, то формулирует на основании новых фактов новую гипотезу и проверяет ее.

Следующий этап журналистского творчества – упорядочение, классификация, отбор материала, уточнение авторской позиции.

Замысел как первоначальная журналистская гипотеза развивается, обогащается, иногда кардинально изменяется, подчиняясь не только «логике предмета», но и закономерностям логического и психологического отражения предмета в сознании автора. На этом этапе журналист обдумывает композиционное построение и план будущего произведения. М.Н. Ким, говоря об отличии плана от замысла, отмечает: «Если в замысле фиксируется только общая идея, то в плане дается беглая наметка всего произведения, выделяются его узловые моменты, определяются основные герои произведения, вокруг которых и развернется все действие, наконец, задается вся событийная канва»28.

План-программа работы в нашем примере выглядел бы примерно так: В начале материала можно было бы рассказать случай, взволновавший журналиста.

Следующим шагом мог бы быть блок ответов на вопросы: действительно ли бультерьеры настолько агрессивны? Или им это свойственно настолько же, как и собакам любой породы? Здесь можно использовать материалы авторитетных справочников и мнения экспертов – кинологов.

По результатам этого мини-раследования строится следующий блок: что нужно знать владельцу о такой непростой породе собак, как бультерьер, как его воспитать, чтобы не пострадать самому и не причинить вред окружающим.

Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи: журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции, в своем видении жизненной ситуации и в выражении собственного отношения к ней.

Итак, подытоживая, перечислим основные этапы творческого процесса журналиста:

1.Возникновение проблемной ситуации, обнаружение проблемы журналистом.

2. Формулировка темы.

3. Возникновение замысла.

4. Формирование прогноза, гипотезы.

5. Верификационный этап.

6. Упорядочение, классификация, отбор материала.

7. Составление плана – схемы произведения.

8. Композиционный этап: размещение материала.

Проблема объективности журналистского творчества

Поскольку творчество всегда имеет субъективную сторону, большая роль отводится личности, которая творит журналистские произведения, поскольку журналист приносит свое собственное субъективное видение мира в свои тексты, возникает проблема: насколько адекватно журналист отражает мир, проблема объективности журналистского творчества.

Объективность журналистского творчества зависит от правильной постановки проблемы. Важно, чтобы проблема существовала не только в сознании журналиста, но и в реальности. Проблема требует предварительного исследования или тщательного обдумывания.

Если правильно поставлена проблема, то журналистский текст будет более объективен, и восприятие текста аудиторией – адекватным.

В целом движение от темы к тексту – это движение от большей субъективности к большей объективности.