logo
fedotova_tipsmi

Некоторые последствия неудачи переворота

Не подлежит сомнению, что Центр в его прежнем статусе прекратил существование. Теперь объем и содержание власти Президента СССР и тех органов, которые заменят Кабинет министров. Совет безопасности. Совет федерации, Верховный Совет СССР, будут определяться Президентами тех республик, которые подпишут новый вариант Союзного договора. Президент РСФСР получил в результате переворота особый статус, ставящий его в исключительное положение "первого среди равных". Республики, не собиравшиеся подписывать Союзный договор (может быть, за исключением Армении), выйдут из состава нового Союза и, вполне возможно, будут стремиться оформиться в некоторое подобие "санитарного кордона" между Европейским сообществом, в которое так или иначе будут интегрированы пограничные бывшие социалистические страны, с одной стороны, и государствами, объединенными новым Союзным договором, – с другой.

Бывшие автономии РСФСР, претендующие на статус союзных республик, будут резко ограничены в своих возможностях из-за усиления власти и авторитета Президента РСФСР. Те реальности, которые заставили руководителей ГКЧП произвести государственный переворот – топливно-энергетический, транспортный и продовольственный кризисы – в ближайшую зиму могут стать причиной национальной катастрофы из-за распада вертикального управления союзного уровня. Оборонный потенциал СССР в результате конверсии, свертывания производства и увольнения квалифицированного персонала резко уменьшится. Становятся вполне реальными фактами массовая безработица и огромная социальная напряженность среди работников оборонной промышленности. Параллельно с реформой Вооруженных сил СССР и союзных репрессивных органов интенсифицируется процесс создания национальных армий, службы безопасности и органов охраны правопорядка во всех республиках и, может быть, в областях РСФСР. Вертикальная структура аппарата КПСС в ближайшее время прекратит свое существование. Становится вполне реальным распад системы денежного обращения и формирование не только республиканских национальных валют, но и областных (в РСФСР).

Ф актическая ликвидация Центра в прежнем его значении усилит центробежные тенденции, с одной стороны, и интенсивность конфликтов между граничащими регионами всех уровней, с другой. Наряду с выходом республик из состава СССР, будут легализованы стремления к переделу межреспубликанских, межобластных, межрайонных границ, а также границ между городами и их сельским окружением.

Эти тенденции – в том случае, если будут сформированы национальные территориальные гвардии местных органов управления, – могут вылиться в вооруженные конфликты между регионами, как одного, так и разных административных уровней. Однако необходимо заметить, что усиление власти и авторитета Президента РСФСР и правительства РСФСР может сильно затормозить деструкцию СССР и стимулировать интеграционные процессы, основанные на переходе реальной власти на территориях РСФСР к наместникам Бориса Ельцина.

Симон Кордонский

Русский Журнал, 1997