logo
fedotova_tipsmi

10.4. Рецензия

Отличие рецензии от других аналитических жанров в том, что предметом анализа в ней является уже однажды отраженная действительность – в произведениях искусства, науки, публицистики и т. п. «Рецензия» в переводе с латинского означает «оценка». Автор всегда оценивает произведение со своей точки зрения, соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении. Рецензия – жанр просветительский. Главные задачи рецензента – ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений. В рецензии чаще всего рассматривается одно произведение, иногда – несколько, объединенных общностью темы.

Вопрос о том, что именно рецензировать, имеет первостепенное значение для журналиста. Рецензируются в основном наиболее выдающиеся и наиболее «скандальные» спектакли, книги, фильмы.

Рассмотрим специфику этого жанра. Публицистический смысл рецензии состоит в том, чтобы оперативно откликнуться на появление конкретного произведения искусства и создать его образ. Критик стремится понять: «Про что все это?», и предлагает свою интерпретацию вещи (постижение замысла художника), ее трактовку (выяснение идейно-философского или философско-нравственного содержания произведения), дает истолкование (разбор сложных мест, зашифрованных образов и символов), предлагает прочтение вещи (осмысление всех компонентов произведения в их взаимосвязи).

Процесс создания текста рецензии отражает ход мышления журналиста, при этом выделяются четыре взаимосвязанных между собой этапа:

  1. восприятие произведения;

  2. размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;

  3. практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразия языка и стиля;

  4. собственно написание текста.

Следует помнить, что, анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду. Сделать это можно с помощью разных подходов: а) на жанровом уровне, например, анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра; б) на биографическом уровне – рассматриваемую вещь вписать в творческую биографию художника; в) на тематическом уровне – сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что уже сказано по данной теме; г) на уровне образов – показать эволюцию героя в системе образов мирового искусства (или данного отрезка времени).

Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным, а оценка не превращалась в субъективный произвол. Автор рецензии должен уметь заметить в анализируемом произведении то новое, что может стать «центром», вокруг которого будут «вращаться» его мысли, суждения. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, поступках персонажей. Такой пересказ становится оправданным только в том случае, если является аргументом для какой-то мысли автора рецензии. Причем, даже когда такой пересказ становится аргументом, не стоит им увлекаться, поскольку он может «затмить» авторские идеи журналиста.

Рассуждая о произведении художника или писателя, рецензент может оценить его как хорошее или плохое, опираясь на определенные следствия, которые имеет такое произведение. Эти следствия могут быть самыми разными, например: создание неправильного представления о реальности, формирование у читателя дурного вкуса, возбуждение низменных интересов.

В логическом плане рецензия представляет собой тезис (главный тезис, если рассуждение имеет сложную форму) и систему доказательств. Содержание тезисов – это результат того исследования, которое провел автор рецензии. Одновременно в них отражается и мировоззрение автора, и его осведомленность в данной проблематике, понимание ее.

Содержание аргументов — это знания, опыт жизненные наблюдения автора; содержание рецензируемого изведения, отрывки из него и его форма, отношение к этому произведению других людей, специалистов, экспертов; логические следствия публикации произведения.

По объему рецензии можно разделить на два типа: большие (гранд - рецензии) и маленькие (мини-рецензии). В гранд-рецензии произведение изучается достаточно глубоко и всесторонне. Такие рецензии помещают, прежде всего, специализированные издания, которые ориентируются, прежде всего на профессионалов в своей области, ведь детальный профессиональный разбор часто бывает неинтересен и непонятен широкой публике. Гранд-рецензии обычно готовят авторитетные, известные критики.

Мини-рецензии распространены в настоящее время гораздо шире, чем развернутые. Их объем обычно составляет до полутора машинописных страниц. В мини-рецензии критика должна быть емкой и максимально точной.

По числу анализируемых произведений все рецензии можно разделить на монорецензии и полирецензии. В монорецензии анализируется одно произведение, хотя автор, разумеется, может производить какие-то сравнения и с этой целью упоминать другие произведения. Но объем сравнительного материала монорецензии очень небольшой. В полирецензии производится отбор двух или более произведений, они подробно и всесторонне сравниваются друг с другом. В монорецензиях автор обычно сравнивает новое произведение с уже известным аудитории. В полирецензии ведется сравнительный анализ только что созданных произведений, не известных или мало известных аудитории.

По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д. Подготовка рецензии того или иного типа предполагает преодоление трудностей разного рода. Одним из самых сложных видов рецензии является кино- и театральная рецензия. Так, если в рецензии на литературное или изобразительное произведение критик имеет дело только с самим этим произведением и мастерством его автора, то над постановками в театре, в кино, на телевидении работает целый коллектив. Поэтому рецензент и должен оценить работу исполнительского коллектива в целом и каждой творческой личности отдельно. Кроме того, нужно сопоставить авторский и режиссерский замысел с характеристикой творческого воплощения, а иногда и литературный первоисточник – с экранизацией и театральной инсценировкой. Создание хорошей рецензии на произведения синтетических жанров (театра, кино, исполнительского искусства) всегда определяется профессиональным умением критика оценить все стороны работы. Часто успех предопределяется правильным выбором какого-то одного аспекта. Так при рецензировании известной классической пьесы не имеет смысла объяснять авторский замысел (его любопытствующая публика найдет в литературоведческих источниках), а сосредоточиться на особенностях нового варианта прочтения классики. В театральной рецензии также можно ограничиться анализом режиссерской разработки спектакля или игрой одного-двух актеров, но обязательно при этом дать аудитории целостное представление о произведении.

В заключении разговора о рецензии приведем пример этого жанра.