8.1. Определение жанра
Рассматривая специфику журналистских текстов, мы уже упомянули о том, что одним из их достоинств является четкое соотнесение формы представления материала (а такую форму задает, в частности, жанр) и его содержания. Отсюда следует, что модель жанра приобретает качества своеобразной темы для вариаций в зависимости от темы журналистского материала, предмета, целей и средств изображения в тексте.
Основные журналистские жанры достаточно хорошо известны читающей публике. Известен даже такой феномен как «жанровое ожидание», когда читатели ждут от журналиста реализации собственных представлений о жанре. Л. Шибаева рассказала интересную историю, характеризующую степень встроенности представления о «правильном» жанре в сознание аудитории.
«У очерка кроме его постоянной информационной функции имелась дополнительная социальная функция – наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания...
Теперь представьте себе, что журналист обращается к участникам войны с просьбой вспомнить о самых тяжелых испытаниях, через которые им пришлось пройти.
– Я буду писать очерки, – говорит журналист. Люди, разрывая себе сердце, открывают душу – воскрешают в памяти страшное, мучительное, горькое... Все это записывается на диктофон и практически дословно входит в цикл очерков о войне. Журналист бережно сохраняет фактический материал, но выдвигает на первый план исследовательскую функцию очерка, а в качестве социальной задачи – не воспевание подвигов, а показ грязной, аморальной, бесчеловечной стороны войны. Участники предстают мучениками, жертвами или невольными соучастниками преступления, но отнюдь не героями.
Люди читают в газете: да, это наши слова, это правда... но какой обман! Разве это очерки? Очерки – это восхваление, прославление, а тут одно сплошное очернение!
Наградная функция снята – конвенция нарушена.
– Мы так не договаривались! – и считающие себя обманутыми и оскорбленными люди подают на журналиста в суд...»53
Что же такое жанр?
Жанры в журналистике – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.
Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала, рассматриваемого автором.
Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи.
Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией.
Четкое следование методу определяет внутреннюю форму произведения.
Таким образом, предмет отображения, функция и метод – основные жанрообразующие факторы.
В жанрах закреплены лучшие технологии работы с информацией и наборы интеллектуальных операций, используемые как журналистами и их источниками информации, так и аудиторией.
Типы жизненного материала, рассматриваемого журналистом – это тема журналистского материала, сформулированная не как представление об объекте, а как предмет отображения. Например, посетить выставку вооружений и военной техники «ВТТВ» – еще не тема. Темой будет, например: ход открытия выставки (репортаж), мнение организаторов (интервью), омская выставка вооружений в ряду с другими российскими выставками на эту же тему (обзор).
Способ отражения действительности в каждом жанре предопределяется, прежде всего, познавательными задачами, решаемыми публицистом, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Содержание предопределяет форму подачи материала: система аргументации и способ сопоставления фактов, способ изложения аргументов создают целостность публицистического текста. В общем виде содержание текста любого жанра – это соединение объективно существующего факта с субъективной его оценкой. В каждом конкретном случае такое соединение происходит на различных уровнях осмысления действительности: кратко и развернуто, в описании события и в описании переживания, в описании процесса или в системе доказательств. Отрицательный факт может обсуждаться в статье или корреспонденции, а может стать основой для выступления фельетониста.
Цель, стоящая перед журналистом, также предопределяет выбор жанра. Обусловленность жанра связана: а) с объективными свойствами описываемого или анализируемого факта; б) конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; в) мировоззренческими и индивидуально - психологическими особенностями личности журналиста.
Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить себе целью — в нескольких словах познакомить читателя с определенным событием. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью анализ причин и следствий описываемого события, то у него получится аналитическая статья или корреспонденция.
Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их «свернутом» виде, а во втором случае он «развертывает» такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.
Таким образом, целевая установка проявляется прежде всего в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.
Безусловно, каждый журналистский текст решает свою, конкретную, информационную задачу. Но, вместе с тем, есть и одна общая задача. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку эта трактовка у разных авторов различна, то публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной трактовки ее. Чем полнее и убедительнее эта модель, тем активнее она воспринимается аудиторией.
Следование определенному методу работы с информацией влечет за собой использование журналистом специфической совокупности структурно-композиционных признаков. Так структура заметки подчинена одной задаче – оперативному сообщению о новости, структура интервью – ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структура репортажа служит воспроизведению происходящего в его пространственно - временных границах. Следование определенному методу также предполагает степень выраженности авторской оценки материала, представленного в тексте. Безусловно, любой журналистский текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Но степень представленности авторской позиции может колебаться от слабо выраженной в информационной заметке до очень ярко и образно прописанной – в аналитической статье или очерке.
А.А. Тертычный обращает внимание на еще один, четвертый, очень важный жанрообразующий фактор, которым являются методы и формы репрезентации (представления) материала аудитории. Он пишет: «Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (наблюдению, интервью, анализу документов и пр.), а поэтому должны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение в разговоре о жанрах журналистики. Методы репрезентации в журналистике представлены: методом сообщения, методом повествования и методом изложения.
Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в специальном, языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации. Когда кроме метода сообщения применяется еще и метод повествования, то возникает, например, жанр информационной корреспонденции. Когда наряду с этими двумя методами применяется еще и метод изложения, то появляются жанры «наглядного отображения» — репортажи, очерки, фельетоны»54.
При жанрообразовании кроме перечисленных факторов, ориентируются еще и на морфологию жанра. Она включает в себя: а) особенности структуры повествования; б) место факта в повествовании; в) образный строй повествования; г) специфику разработки проблемы (конфликта).
Есть еще два замечания о специфике категории жанра, которые необходимо учесть при изучении жанрообразования конкретного журналистского произведения.
Первое. Жанр – исторически сложившийся вид журналистского произведения. История жанра предполагает: 1) изменения, происходившие в жанровой системе и 2) внутреннюю эволюцию компонентов жанровой системы. Эволюция жанров напрямую связана с тем, как человек постигает окружающий мир. В русской литературной традиции первыми жанрами были летописи, песни и жития святых. Если говорить о журналистике, то все жанры имеют под собой практическую, сугубо прагматическую основу. По поводу появления информационной заметки есть версия, что она возникла из коммерческих объявлений. Отчет до того, как стал журналистским жанром, был одной из форм деловых взаимоотношений. Фельетон возник на страницах французской газеты «Де Пари», куда 27 января 1800 года был вложен листок с театральными афишками, мелкими объявлениями. Постепенно рубрика превратилась в непринужденный диалог с аудиторией, далее – в обличительный жанр. Поэтому жанр фельетона и получил свое название от этого листка.
Общая тенденция исторического развития жанров определяется исследователями как развитие «от простого к сложному» – от заметки-хроники в несколько строк до серьезных аналитических материалов. Хотя и тут есть свои исключения. Например, такой сложный жанр как памфлет был известен уже в XVII веке, а жанр интервью появился только во второй половине XIX века.
И второе замечание. Строгое разделение по жанрам нехарактерно для сегодняшних изданий, особенно массовой прессы. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и границы между ними часто бывают размыты. Поэтому чтобы не ошибиться, нужно учитывать все признаки жанра в комплексе.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов