М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
Рецензия на спектакль «Вишневый сад» во МХАТЕ им. Чехова (18 июня 2004 года)
...Они все такие в спектакле. Мысль возникает, как только более или менее удается разглядеть очередного персонажа. Ответственность на каждом актере невероятная – пьеса, давным-давно вознесенная на пьедестал и основной массой критиков именуемая вершиной чеховского гения. Игранные-переигранные десятки раз роли. Казалось бы, каждый в зале точно должен знать, как именно выглядит Лопахин, как именно двигается Раневская, какие именно слова вот сейчас, сейчас произнесет Аня. И показать это надо достаточно по-новому – чтобы не ушли в антракте...и достаточно по-старому – чтобы это был «Вишневый сад». Чтобы вишневый сад – цвел.
Визуально начало спектакля так же сильно, как слаб его конец. Потрясающе обыгранное художником решение – знаменитый МХАТовский занавес, неожиданно распадающийся вокруг кружка персонажей на тонкие полоски вместо того, чтобы традиционно отъехать в сторону. Слышны пораженные возгласы в зале. Тишина.
Сцена уставлена скамейками. На них в основном и происходит все действие. Конечно, будет еще кресло для Раневской – чтобы сумела достойно сесть, не запутавшись в вычурном платье, будет оркестр, так необходимый Лопахину в страшном и прекрасном его монологе, и много-много свободного пространства, где смогут побегать Аня с Петей и Варей. Спектакль под завязку набит талантливейшими учениками Табакова. Сразу думаешь, как бы это действо выглядело на сцене знаменитого Подвала. М-да. Странно бы выглядело. Но, может...ближе? Или не уместился бы там вишневый сад?...
Роль Раневской играет Рената Литвинова. Я не знаю, какая она на телеэкране – честно не знаю, не видела. Но слушая монологи, ради которых кинодива неизменно подходит к самому краешку сцены, все время одинаково заламывая унизанные перстнями руки, хочется то ли уйти, то ли пересесть поближе – чтобы хоть что-то расслышать, то ли рассмеяться. Кстати, смеялись в зале. Смеялись там, где от слов Раневской мурашки должны бежать по коже и едва сдерживаемая боль прорываться сквозь каждую щелочку. Видимо, поняв, что она вообще может сделать с этой ролью, Литвинова откровенно решила наплевать на трагизм и играть комедию. Это даже ей немного удалось. Но сцены, те сцены, из-за которых и проникаешься безумным состраданием к разорившейся помещице – провалены. Я немного другим шрифтом напишу – ПРОВАЛЕНЫ. В голосе Литвиновой до смешного не хватает чувства. «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки», - говорит Аня, подразумевая раннюю гибель сына Любови Андреевны. Да никуда она не ушла, вот же она, бродит по сцене. Живая, реальная. Только неумело прикидывается полубезумной.
М олодая актриса МХАТа Анастасия Скорик играет ту самую все и всем поясняющую Аню, родную дочь Раневской - самого нормального человека во всей пьесе. Как и обычно у Скорик, ее героиня – порывистая и юная, но трезвая и рассудительная. Она всегда знает, что делать и что говорить, только чувствует она это сердцем – и не ошибается. Тоненькая, с копной коротких медных кудряшек, Настя Скорик бегает по сцене – и вдруг надолго замирает в кресле, у развевающихся занавесок... В звонком голосе неожиданно появляются тяжелые горькие нотки зрелой женщины, уже кое-что знающей, испытавшей... Семьдесят процентов «чеховской атмосферы» на сцене – заслуга Скорик. Она играет ярко, четко, не убавляя и не перебарщивая – и здесь можно только аплодировать. Приемная дочь Раневской Варя – Екатерина Соломатина – полная противоположность Ани. Персонаж ее – из тех женщин, что стареют, не успев расцвести. Она все делает по дому, не может без дела ни минуты; она одевается почти как прислуга только потому, что сама не замечает этого; она думает, что влюблена в Лопахина, хотя по-настоящему просто считает, что любая нормальная женщина рано или поздно должна оказаться замужем, а никого более подходящего рядом и нет; в конце концов, она кричит и срывается не на тех, потому что она – не Раневская, а именно она – глубоко несчастна. «Мадам Лопахина!» - говорит ей Петя Трофимов, только чтобы услышать в ответ ее «...Вечный студент!» Она сама зарывает в землю свою жизнь, она этой жизни боится, и нет ни одного человека, способного помочь ей, подтолкнуть, избавить от душащих ее комплексов, которые только множатся. Соломатина так и играет – и ее серая мышка Варя, которую и не запомнишь-то толком, оживает, и пытается сделать еще шаг, и пробует что-то сказать, но... уже поздно. Сад продан. Уезжать пора. Варя – отчаянная фаталистка – сдается. На сопротивление сил нет. На роль Ермолая Лопахина режиссером был выбран гениальный Андрей Смоляков – центральная «движущая сила» «Табакерки». Скажем так, Шапиро не промахнулся. Гротескно и жалко смотрятся щеголеватая шоколадного цвета шляпа и белый шарф на этом вечно размахивающем руками, говорящем неправильно и невпопад человеке; это тот случай, когда деньги есть, а применить их он не умеет. Не обучен. Да он и сам понимает это все, он об этом говорит, едва раскрывается занавес, ему и самому режет сердце подобное несоответствие, осознание собственной ничтожности перед старинным великолепием сада, аристократического поместья и его бледной изысканной хозяйки. Но сделать-то он ничего не может. Таким создан. Деньги есть. Есть горькие воспоминания. Больше нет ни-че-го.
С уществуют актеры, амплуа которых четко не определено. Так и мечутся всю жизнь. Здесь иное. При том, что Андрей Смоляков умеет быть и смешным, и задумчивым, родился он все же трагиком и под этой звездой продолжает свой путь – а она разгорается все ярче и ярче, и от всего сердца – сил ему, потому что они тут нужны невероятные. Невероятный талант уже есть.
Адольф Шапиро, вместе со Смоляковым вытаскивая с чеховских страниц образ Лопахина, сделал великую вещь, переиграв один штамп, который до него никто переиграть не решался. Его Лопахин не влюблен в Раневскую. Да, любит – но как в женщину, именно как в женщину – не влюблен. Она дорога ему как память, как мелькнувший под утро сон, который и разгадать потом не в силах, как нечто, до чего не достучаться. В своей центральной сцене, где вступает оркестр, гаснет свет и Лопахин выставляет наконец на всеобщее обозрение дикую свою боль, представление-то это все – прежде всего для Раневской. А она сидит в углу. На него не смотрит. Как бы и нет ее. И приходится объяснять зрителям... А они всего лишь в зале – ну что они поймут??? Очень и очень хороши те, кто пришел в этот спектакль из «Табакерки». Все до единого. Евдокия Германова – Шарлотта Ивановна – выведена в постановке клоунессой, и кажется, такой и должна быть; Дмитрий Бродецкий – Яша – ну совершенно не похож на прислугу, он ведет себя покруче господ, то и дело вызывая смех в зале. Епиходов – «двадцать два несчастья» – вообще поднят Сергеем Угрюмовым на высоту едва ли не главного героя. Когда они полукругом выстраиваются на сцене, во главе со страшно измученным ролью, но безмерно счастливым Смоляковым-Лопахиным, хочется кричать браво, им, всем им, и хлопать без конца. А потом на поклон из глубины сцены, по центру, выходит Рената Литвинова – Раневская последних трех часов, и ею, конечно, можно полюбоваться, как изящной, необычно-красивой женщиной. Цветы преподнести, так они идут к ее бледности и нежно-палевому платью. Но... Любовь Андреевна, помещица безумная, она-то где? Ах, в Париж уехала... Разве только сейчас? ...Мне показалось, еще до начала спектакля.
ИРИНА ГРАЧЁВА
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов