12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
В журналистской деятельности особую роль играет технологический фактор. В зависимости от техники, используемой для сбора и распространения информации, изменяются условия труда, стиль, характер и эффективность работы журналиста.
Собственно и своим возникновением журналистика во многом обязана технике. Изобретение печатного станка Иоганом Гутенбергом сделало возможным тиражирование текстов, а значит, обеспечило одну из ключевых характеристик современной массовой коммуникации – массовость. Тем не менее, изобретение, а в дальнейшем и совершенствование печатного станка имело отношение к распространению готовых печатных продуктов, а в процесс сбора информации и написания текстов техника включилась сравнительно недавно - после изобретения фотоаппарата и радио, а затем и телевидения.
Появление этой новой техники произвело в журналистике настоящую революцию. Благодаря ей появились специализации – целые подотрасли журналистики – фотожурналистика, радио – и тележурналистика. На наших глазах проходит становление Интернет – журналистика. Дальнейшее развитие этих направлений привело к существенному обогащению «технического парка» и к усилению коллективного начала в процессе творчества. Так, во время записи или прямой трансляции телеэфира используется сложная аудио- и видеозаписывающая аппаратура, которая в крупных производящих компаниях обслуживается целыми бригадами, состоящими из операторов, осветителей, звукорежиссеров.
Сегодня можно говорить об усложнении студийной и передающей техники и одновременном упрощении творческого процесса журналиста в «техноемких» отраслях журналистики – на телевидении и радио. Так, с помощью цифровых звукозаписывающих устройств, которыми оснащены все телевизионные и радиоканалы, журналист может самостоятельно осуществить качественную «полевую» запись беседы, а с помощью компьютерных программ сделать необходимый монтаж для выхода в эфир.
Всю технику, которая находится в распоряжении журналиста, можно разделить на две большие группы – оперативные средства связи и средства фиксации информации.
Телефон, автоответчик, пейджер, факс, мобильный телефон, а при наличии компьютера — и модем, все это — оперативные средства связи, которые могут быть использованы в ходе творческого процесса и предполагают наличие у журналиста определенных профессиональных умений.
Телефон для современного журналиста — технический элемент творческого процесса. Причем, если не так давно журналисты по телефону только договаривались о встрече, получали краткую справку, проверяли сведения, то сейчас по телефону берут полноценные интервью. Поэтому серьезно встал вопрос об умении журналиста показать себя по телефону таким образом, чтобы это вызвало доверие собеседника, его желание сообщить необходимые журналисту сведения. Необходим спокойный, уверенный тон, четкое построение фразы, краткое, но веское обоснование звонка.
Основное средство фиксации информации — блокнот. Несмотря на то, что в журналистской практике сегодня повсеместно используется диктофон, в комплексе с ним должен использоваться и блокнот. Ведь полная запись беседы необходима далеко не всегда, в основном только, когда проводится тот или иной вид интервьюирования. В других случаях включать диктофон надо время от времени, когда возникает необходимость дословного сохранения речи собеседника. Кроме того, параллельно с записью в блокнот уже начинается процесс отбора, анализа, интерпретации информации, который в случае фиксации на диктофон начнется только во время расшифровки записи, а расшифровка диктофонных записей требует значительного времени и усилий.
Эта проблема может быть решена, если использовать одновременно и блокнот, и диктофон: ход мероприятия и краткое содержание речей фиксируются в блокноте, а выступления, которые заинтересовали особо, пишутся на диктофон.
Что еще удобно хранить в блокноте:
имена, фамилии, названия, цифры после предварительной проверки правильности их написания;
результаты наблюдения;
путевые заметки;
идеи, неожиданно пришедшие в голову, и размышления, требующие развития;
сообщения о предстоящих событиях;
опись диктофонных кассет с кратким изложением их содержимого.
В целом у записи в блокнот есть как преимущества, так и недостатки, которые отражены в табл.12.1.
Таблица 12.1.
Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи блокнота
Преимущества | Недостатки |
Экономия времени, которое необходимо потратить на расшифровку диктофонной записи | Внимание репортера отвлекается на процесс записи ответов, что создает опасность потерять контакт с собеседником |
Осуществление в ходе беседы систематизации и анализа материала | Запись затрудняется, если собеседник отвечает увлеченно, теряя контроль над ритмом беседы |
Фиксация впечатлений о реакциях собеседника на вопросы, результатов наблюдений и др. | В блокнот невозможно дословно записать сказанное, что ведет к искажениям и неверной интерпретации высказываний собеседника |
Процесс активной записи журналиста настраивает собеседника на конструктивный разговор, стимулирует более полные и эмоциональные ответы | Скоропись, индивидуальный стиль записи, используемых сокращений не дают журналисту возможности прибегать к чьей-либо помощи, заставляют начинать работу над материалом как можно скорее, чтобы разобраться в собственных записях |
Демонстрация серьезности намерений журналиста, убеждение собеседника в том, что сведения не будут искажены |
|
Диктофон особенно удобен, когда физически невозможно осуществить запись от руки: на морозе, при недостаточном освещении или при большом скоплении людей. Однако и его использование имеет как преимущества, так и недостатки, которые отражены в табл.12.285.
Таблица 12.2.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов