logo
fedotova_tipsmi

14.6. Планирование

В систему редакционного планирования входит ряд планов, различающихся целями и задачами, характером, периодом их действия, структурой и другими параметрами. Так, перспективные планы определяют деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На их основе разрабатываются остальные планы: рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др.

Однако сегодня выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов.

В результате столь осуждавшийся прежде метод подготовки газетных номеров, заполняющихся материалами «с колес» — доставляемых корреспондентами в самый последний момент перед формированием полос, стал во многих редакциях основным. Это привело к утверждению в газетах «фактологической журналистики», к отказу от подготовки и публикации аналитических и проблемных материалов, к исчезновению в газетной периодике ряда жанров публицистики — очерка, обозрения, проблемной статьи и других.

Однако вскоре оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, что, в конечном счете, снижает конкурентоспособность издания. Стало очевидным, что редакция даже ежедневной газеты не может успешно решать встающие перед ней задачи, не представляя себе своей перспективы хотя бы на ближайший период – несколько недель или месяц вперед.

При составлении плана прежде всего определяют объект, субъект и период планирования.

Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе - организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов.

Устанавливая субъект планирования, решают, кто будет создавать план. Субъектами планирования могут быть руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится основой работы всего коллектива. Секретариат редакции формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана своего труда.

С точки зрения периода планирования, все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. Долгосрочный план определяет лишь период – перспективу. В других планах время конкретизируется – до определенных дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т.д.

Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы –тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др.

Разумеется, чем ниже периодичность выпуска газеты, тем длительнее период планирования. В еженедельнике он составляет уже от недель до месяца, в двухнедельнике — от месяца до полугора, и т.д.

Определение оптимальной системы планирования, соответствующей современным требованиям и конкретным условиям, в которых выходит газета, — одна из задач, которые приходится решать специалистам в области редакционного менеджмента.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и перед отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Более конкретны рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера.

Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных, они обозначают его главные направления, тематические разделы.

Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов.

С выходом средств массовой информации на информационный рынок в систему планирования деятельности газетной редакции вошел новый элемент – бизнес-план. Он определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.