logo
fedotova_tipsmi

Рейтинг телеканалов

в % к общему числу опрошенных, март 2006 г.

Март 2006

ТВ в целом

97,6

Первый канал

80,5

Россия /ГТРК "Иртыш"

61,5

СТС/ТРК "Зодиак"

55,4

НТВ

47,9

REN-TV/OTPK "12 Канал"

26,8

ТНТ/ТРК"Антенна-7"

25,9

Домашний /ГТРК "ОмскЗ"

21,3

MTV-Omck

14,7

МУЗ-ТВ (29 канал)

11,3

ТелеОмск-Акмэ

10,9

Культура /EuroNews (39 канал)

10,8

ТВ-З/ТК "Агава"

9,2

ТВЦ/ТРК"Антенна-7"

9,1

Rambler ТелеСеть/Ин.Яз.-Омск(22 канал)

4,8

DTV -Viasat (50 канал)

4,3

7ТВ (34 канал)

3,4

ИССЛЕДОВАНИЕ проводилось на базе за­патентованной общегородской выборки респондентов ООО «ГЭПИЦентр – II». Для по­строения выборки на основе статистическо­го наблюдения за динамикой социально-экономических показателей и математичес­ких расчетов были выделены городские территории, жители которых представляли в своей совокупности социально-экономи­ческое положение Омска в целом. В каче­стве критериев отбора территорий и фор­мирования выборочной совокупности рес­пондентов использовались такие показате­ли, как половозрастная структура населе­ния, формы собственности жилья, телефо­низация жилого фонда и т. д. Выборочная совокупность составила 535 человек. Обра­ботка результатов осуществлялась в спе­циализированной базе данных «Медиа-Микс-Россия» с использованием программ­ного обеспечения DataFriend.

«Коммерческие вести» 19 июля 2006 года

Содержание

Введение…………………………………………………………………

3

Раздел I. Типология СМИ и тенденции трансформации системы средств массовой информации……………………………………………..

6

Глава 1. Типологическая характеристика СМИ…………………………

6

    1. Территориальная характеристика………………………………

6

    1. Классификация СМИ в зависимости от учредителя и аудитории

11

    1. Качественная и массовая пресса………………………………

14

    1. Издательские характеристики…………………………………

15

Вопросы и задания…………………………………………………………

17

Глава 2. Система СМИ и ее трансформация……………………………

17

2.1. Элементы современной системы СМИ……………………………

17

2.2. Развитие типологический системы СМИ……………………………

26

Вопросы и задания…………………………………………………………

34

Темы докладов по разделу…………………………………………………

34

Список рекомендуемой литературы к разделу…………………………

34

Раздел II. Основы журналистского творчества……………………...

36

Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность…………

36

3.1. История становления журналистики как специальности…………

36

3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности……………………………………………

44

3.3. Особенности личности журналиста…………………………………

46

Вопросы и задания…………………………………………………………

52

Глава 4. Творческий процесс в журналистике…………………………

52

4.1. Особенности журналистики как рода творчества………………

52

4.2. Виды творчества и структура творческого процесса в журналистике ..

56

Вопросы и задания…………………………………………………………

63

Глава 5. Методологические основы журналистского творчества………….

64

5.1. Общие методы журналистики………………………………………

64

5.2. Специальные и частные методы журналистики……………………

66

5.3.Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста. Метод и индивидуальный стиль деятельности……………………..

70

Вопросы и задания…………………………………………………………

72

Глава 6. Познавательная деятельность журналиста……………………

72

6.1. Роль познавательной деятельности в журналистском творчестве…….

72

6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста……………………………………………………………………..

73

6.3. Формы познавательного процесса…………………………………

75

6.4. Работа с источником информации…………………………………

76

6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения…………………

79

6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации…………………

82

6.7. Беседа в условиях конфликта………………………………………

91

6.8. Технология использования социологических методов в журналистике

96

6.9. Работа с документами………………………………………………

98

6. 10. Биографический метод в журналистике…………………………

100

Вопросы и задания…………………………………………………………

101

Глава 7. Журналистский текст как феномен……………………………

102

7.1. Особенности журналистского текста………………………………

102

7.2. Критерии оценки качества текста……………………………………

107

7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста……………

108

Вопросы и задания…………………………………………………………

112

Глава 8. Жанры журналистики……………………………………………

113

8.1. Определение жанра…………………………………………………

113

8.2. Группы жанров в журналистике……………………………………

116

Вопросы и задания…………………………………………………………

117

Глава 9. Информационные жанры журналистики………………………

118

9.1. Информационная заметка……………………………………………

118

9.2. Репортаж………………………………………………………………

126

9.3. Интервью………………………………………………………………

131

9.4. Отчет…………………………………………………………………

135

Вопросы и задания…………………………………………………………

137

Глава 10. Аналитические жанры журналистики………………………

138

10. 1. Корреспонденция…………………………………………………

138

10.2. Комментарий…………………………………………………………

142

10.3. Рейтинг………………………………………………………………

146

10.4. Рецензия……………………………………………………………

150

10.5. Статья………………………………………………………………

156

10.6. Публицистическое обозрение………………………………………

169

10.7. Открытое письмо……………………………………………………

172

10.8. Журналистское расследование……………………………………

174

10.9.Прогноз………………………………………………………………

179

10.10. Версия………………………………………………………………

183

Вопросы и задания…………………………………………………………

191

Глава 11. Художественно-публицистические жанры журналистики…

192

11.1. Зарисовка……………………………………………………………

192

11.2. Очерк…………………………………………………………………

194

11.3. Фельетон……………………………………………………………

204

11.4. Памфлет………………………………………………………………

206

11.5. Эссе…………………………………………………………………

210

Вопросы и задания…………………………………………………………

213

Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста………

213

12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике…………………………………………………………………..

213

12.2. Особенности работы журналиста в печатных СМИ

217

12.3. Особенности журналистского труда на радио……………………

218

12.4. Особенности работы на телевидении………………………………

220

12.5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве……

222

12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях……

222

Вопросы и задания…………………………………………………………

226

Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста…………………

226

13.1. Нормы права в журналистике………………………………………

226

13.2. Этика журналиста……………………………………………………

234

Вопросы и задания…………………………………………………………

240

Темы докладов по разделу…………………………………………………

240

Список рекомендуемой литературы к разделу…………………………

242

Раздел III. Организация работы редакции……………………………

245

Глава 14. Редакционный менеджмент……………………………………

245

14.1. Определение редакционного менеджмента………………………

245

14.2. Менеджмент и управление редакцией……………………………

247

14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива……

249

14.4. Методы управления редакционным коллективом………………

260

14.5. Моделирование в работе редакции…………………………………

262

14.6. Планирование………………………………………………………

265

14.7. Координация редакционной деятельности………………………

267

14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции……………

268

14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты…………………………………………………………………

270

14.10. Графическая модель издания……………………………………

279

14.11. Массовая работа редакции………………………………………

285

14.12. Работа с письмами читателей……………………………………

290

Вопросы и задания…………………………………………………………

293

Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга……………

293

15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга…………

293

15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды……………

295

15.3. Изучение возможностей продвижения издания на рынок………

311

15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга…………

315

Вопросы и задания…………………………………………………………

320

Темы докладов по разделу…………………………………………………

321

Список рекомендуемой литературы к разделу…………………………

321

Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации. Основы журналистики»……………………………………….

322

Методические указания по выполнению домашних заданий по теории и практике массовой информации к разделу «Основы журналистики»…

Образцы оформления отчетных материалов к домашним заданиям…………………………………………………………………………..

Домашнее задание 1…………………………………………………………

Домашнее задание 2……………………………………………………

Домашнее задание 3…………………………………………………….

336

342

342

344

348

Методические указания для подготовки деловой игры «Репортеры» и «Аналитики»……………………………………………………………………

351

Приложения

Приложение 1. Интервью В. Камша с Алисой Фрейндлих «По сути застенчивая»……………………………………………………………………

352

Приложение 2. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации…………………………………………….

360

Приложение 3. Кодекс профессиональной этики российского журналиста

385

Приложение 4. Международные принципы журналистской этики………

388

Приложение 5. Документы о сертификации печатных СМИ, разработанные Омским медиасообществом…………………………………

391

Приложение 6. Рейтинг омских телеканалов…………………………

395

Редактор Т.А. Жирнова

ИД № 06039 от 12.10.01

Свод. темплан 2007 г.

Подписано в печать 11.01.07. Формат 64х84 1/16

Бумага офсетная. Отпечатано на дупликаторе.

усл. печ. л. 25,0 Уч-изд. л. 25,0. Тираж 100. Заказ

Издательство ОмГТУ. 644050, Омск, пр-т Мира, 11.

Типография ОмГТУ

1 См.: Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004. С. 78.

2 Коршиков Т. Внутрифирменное издание как показатель корпоративного IQ компании // PR-диалог. 2002. №4. С. 52.

3 PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Сост.: А.П. Ситников. М., 2002. С. 54.

4 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001. С. 92.

5 Цит. по: Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001. С. 96.

6 Средства массовой информации постсоветской России./ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2002. С.27.

7 Муравьева Н.В. Язык конфликта. М., 2002. http://www.expertizy.narod.ru/books/lang/0005.htm

8 Средства массовой информации постсоветской России. / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2002. С. 42.

9 Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы // Журналист. 2002. №7. С. 11.

10 Средства массовой информации постсоветской России. / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002. С.18.

11 Там же, с.75.

12 Лукина М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы. Вестник МГУ. Журналистика. 2001. №6. С. 63 – 73.

13 См. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С.7.

14 Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 18.

15 Дубин Б. Посторонние: власть, масса и массмедиа в сегодняшней России. // Отечественные записки. 2005. № 6. С. 17 – 27.

16 Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 89.

17 Дорощук Е. Деятельностная модель журналистики. http://www.realdialectics.com/

18 События недели // Коммерческие вести. 2006. 19 июля № 27. С. 2

19 На каникулах в кино // Омский вестник. 2006. 19 июля. № 52. С. 16.

20 Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2000. С. 87.

21 Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб., 1996. С.6.

22 Краткий словарь литературоведческих терминов / Под общ. ред. С.В. Тураева. М., 1988. С. 52.

23 Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2000. С. 90.

24 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984. С. 243.

25 Там же, с. 247.

26 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984. С. 254.

27 Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976. С. 56.

28 Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2000. С. 99.

29 Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований СМИ и пропаганды. М., 1986. С. 32.

30 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. С. 71 -73.

31 См. Основы творческой деятельности журналиста. / Под. Ред. С.Г. Корконосенко СПб., 2000. С. 112.

32 См. Основы творческой деятельности журналиста. /Под. ред. С.Г. Корконосенко СПб., 2000. С. 124.

33 Основы творческой деятельности журналиста. /Под. ред. С.Г. Корконосенко СПб., 2000. С. 125.

34 Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности. // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. 1986. № 6. С. 26.

35 Там же, с. 32.

36 Труд журналиста: Методика и техника журналистского общения: (Интервью, беседа за «круглым столом») / Сост. В.П. Тавлов. Л., 1983. С. 7.

37 См. Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 5 – 6.

38 Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 36.

39 Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С.47 - 48.

40 Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 101 – 108.

41 Цит. по: Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 132.

42 См.: Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С.54.

43 См.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 186 - 191.

44 Основы творческой деятельности журналиста. /Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 134.

45 Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993. С. 10.

46 См.: Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. С. 119 – 124.

47 Биографический метод: История. Методология. Практика. / Под ред. Е Мещеркиной и В. Семеновой. М., 1994. С. 24 – 27.

48 Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). М., 1986. С. 52 – 55.

49 См.: Основы творческой деятельности журналиста. /Под ред. С.Г.Корконосенко. СПб., 2000. С. 152.

50 См.: Хорольский В.В., Смотрова И.В. О терминах в журналистике и в науке о массовой коммуникации. // Новое в массовой коммуникации: Альманах. Вып. 1 - 2 (52 – 53). Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. С. 9 – 17.

51 Хорольский В.В., Смотрова И.В. О терминах в журналистике и в науке о массовой коммуникации. // Новое в массовой коммуникации. Альманах. Вып. 1 - 2 (52 – 53). Воронеж, 2005. С. 17.

52 См. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. С. 114 – 116.

53 Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. http://library.cjes.ru/

54 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 49.

55 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 7 - 8.

56 См.: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 53 – 76.

57 Ким М.Н.Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. С. 258.

58 Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 17 – 20.

59 Ученова В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М., 1982. С. 83.

60 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 101.

61 См. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 120 – 124.

 В скобках указано место по упоминаемости в предыдущем месяце.

62 Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М., 1990. С. 23.

63 Тертычный АА. Указ. соч. С. 157.

64 Краткий словарь по логике / Под ред. Д.П. Горского. М., 1991. С. 181.

65 Там же, с. 16.

66 Там же, с. 48.

67 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 149 - 171.

68 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 160.

69 Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 157.

70 См. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 181.

71 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. – С. 177.

72 Мезенцев М.Т. Публицистический прогноз. Ростов н/Д, 1983. С. 130.

73 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 203.

74 См.: Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г.Корконосенко. СПб., 2000. С. 173.

75 Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969. С. 24.

76 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М, 2002. С. 250.

77 См. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975. С. 75.

78 Там же, с. 67.

79 См. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987. С. 84 – 85.

80 Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975. С. 75.

81 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М, 2002. С. 251.

82 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002. С. 272.

83 Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 2000. С. 176.

84 См. Тертычный А.А. Указ соч. С. 216. – 218.

85 См.: Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 125.

86 См.: Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. С. 25 – 29.

87 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М., 2004. С. 206.

88 Здесь и далее см.: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. С. 200 – 224.

89 Здесь и далее использованы подходы, изложенные в кн. С.М. Гуревич Газета и рынок: как добиться успеха. М., 1998; и Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М., 2002.

90 Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2002. С. 43.

91 Здесь и далее см.: Гуревич С.М. Газета и рынок. М., 1998. С. 29 – 72.

92 Цит. по: Основы творческой деятельности журналиста. / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб, 2000. С. 208.

403