logo
fedotova_tipsmi

Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона

Преимущества

Недостатки

Диктофон позволяет сконцентрировать все внимание на содер­жании беседы

Диктофон вносит напряжение в ход беседы и может по­влиять на искренность ответов. Люди, интервьюируемые с помощью диктофона, более осторожны, избирательны в своих высказываниях, так как осознают, что фиксируется каждое их слово

Записывающая техника освобождает время для наблюдения и дает возможность мгновенно реагировать как на высказывания, так и на невербальные сигналы

Диктофон не позволяет выбирать, фиксируя всю, в том числе малозначимую, информацию

Диктофон помогает точно цитировать собеседника

Диктофон притупляет внимание журналиста: мол, все и так запишется. Снижает наблюдательность, не дает возможности фиксировать невербальный контекст беседы

Необходимость расшифровки всей аудиокассеты или по­иска нужной цитаты почти вдвое увеличивает процесс подго­товки текста

Диктофон может дать технический сбой

Удобными для использования в журналистской практике также являются электрон­ные блокноты. Помимо фиксирования оперативных сведений они дают возможность создания и компактной проблемно-тематичес­кой картотеки, и картотеки документов, и картотеки деловых связей.

Уровень технической оснащенности неизбежно определяет различия в организации труда не только отдельных журналистов, но и целого журналистского коллектива.

Особенно показательно этот процесс проявился при замене технологии печатания газет, когда практически повсеместно высокая печать сменилась офсетом. Когда основной для российских газет была высокая печать, материал, поступавший в редакцию, после регистрации в отделе писем попадал к литсотруднику, который готовил рукопись к печати и передавал заведующему отделом. После редактуры и одобрения завотделом, ответственный секретарь разрабатывал эскизный макет газеты, где указывались расположение материала на полосе, шрифты и все необходимое для верстки. Редактор газеты подписывал к печати каждую полосу в отдельности и весь номер в целом после верстки и необходимой правки.

В связи с тем, что офсет предполагает компьютеризацию технологического процесса, изменилась и организационно-штатная структура редакции. Поскольку отпала необходимость в многочисленных перепечатках одного и того же материала, в редакциях сократились машинописные бюро, а небольшой штат оставшихся сотрудников был переведен на компьютерный набор текста. В некоторых редакциях отказались от должности ответственного секретаря, поскольку эскизный макет теперь не нужен – выполняется оригинал-макет в компьютерных программах «PageMeaker» или «CorelDrove». В связи с этим появилась должность дизайнера компьютерной верстки. Возможность работы «он лайн», привела к еще большему сокращению количества редакционных сотрудников. Теперь редакция вполне может состоять из одного редактора и внештатных авторов, которые присылают свои произведения по электронной почте. Наметилась тенденция к разграничению функций главного редактора и генерального директора, к отделению рекламы от новостей и редакционных материалов.

Еще в большей степени технические новшества влияют на радио, телевидение, деятельность информационных агентств. Неизбежное усложнение техники ведет к необходимости ее коллективного обслуживания, а это, в свою очередь, серьезно влияет на организационно-штатную структуру любой редакции. И если в печатных изданиях журналист становится все более универсальным человеком, способным решать поставленные перед редакцией задачи в одиночку, то в электронных СМИ наблюдается все более узкая специализация. Журналист – член достаточно большой команды. Так, съемочная бригада телевидения включает в себя, как правило, автора сценария или сценарного плана, режиссера, оператора, монтажера, водителя автомобиля. Иногда в ее состав входят редактор, администратор, специалист по свету, звукорежиссер, техник или инженер по обслуживанию оборудования.