logo
fedotova_tipsmi

6.8. Технология использования социологических методов в журналистике

В журналистской практике всегда использовались социологические методы, поскольку они позволяют получить количественную информацию и анализировать ее.

Первый вариант использования социологии в журналистике – использование итогов социологического опроса. В информации, касающейся опроса, должен быть указан автор - социологическое агентство, проводившее исследование, репрезентативная выборка - сколько человек и каких категорий опрошено и обязательно сформулированы вопросы, без этого информация потеряет корректность. Например, социологическое агентство может задавать два вопроса: «Считаете ли вы возможным избрание В.В. Путина Президентом на третий срок?» или «Считаете ли вы В.В. Путина отцом нации, способным руководить страной еще четыре года?». В первом случае речь идет скорее о действиях избирателя, пойдет ли он в очередной раз голосовать за В.В. Путина, во втором - скорее об имидже президента: соответствует ли его имидж на сегодняшний день определению «отец нации». Для социологов в формулировке вопроса подмечено это тонкое различие. Для журналиста, использующего итоги этого социологического опроса, может быть важно только – доверяют ли граждане России В.В. Путину настолько, чтобы избрать его Президентом на следующий срок. И этот вопрос они могут интерпретировать так: «Доверяют В.В. Путину как человеку, способному руководить страной еще четыре года – 80 % граждан». В итоге это ведет к искажению информации, а значит – непрофессионально.

Другой случай использования социологических методов – когда журналист проводит опросы по собственной инициативе. Если это происходит на уровне мнений – беседы с несколькими людьми на одну тему – это разновидность жанра «интервью». Другое дело, если журналист намеревается сделать статистические, социологические выводы из своего опроса, тогда он должен использовать в своей работе определенные социологические подходы. Так, он должен опросить достаточно большое число людей (не ограничиваясь сбором мнений двух, трех или даже десяти человек), использовать принцип репрезентативности. В социологии выработаны определенные принципы отбора респондентов: «1. Простой случайный от­бор. Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естественный разброс мнений пред­ставителей разных социальных групп, отражающий разброс в генеральной совокупности. Более точную выборку дает фор­мирование равных по численности квот. Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда известны парамет­ры отбора, которые с высокой степенью вероятности обеспе­чивают соблюдение значимых для исследования характерис­тик. 2. Метод «снежного кома». Метод представляет собой мо­дификацию социометрического опроса: у респондентов спрашивают, не знают ли они людей, подходящих по тем или иным признакам для включения в выборку. 3. Двухступенча­тая выборка. Суть его в том, что из первоначально сформиро­ванной обширной выборки респондентов по определенным кри­териям отбирается подвыборка, которая и является основным объектом исследования»45.

Кроме того, вопросы в журналистском социологическом исследовании должны быть составлены корректно. Социологи, иллюстрируя некорректность постановки вопросов, часто приводят в пример «эффект картошки». В одном из опросов как варианты ответа на вопрос: «Какой овощ вы едите?» – было перечислено все, кроме картошки. В результате оказалось, что картошку в России никто не ест.

Есть социологические особенности и в технике проведения беседы. Так под форма­лизованным интервью в социологии понимают стандартизированное и структурированное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логичес­ки вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. Формализованное интервью предназна­чено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации.

В неформализованном интервью вопросы не закреплены жестко, а лишь намечены тематически и определяются тeмой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых про­блем и т. д. Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов.

Различают также фокусированные интервью, которые большей частью ориен­тированы на изучение процессов восприятия. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально-психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов. Для достижения этой цели создается фокус-группа, избирается модератор (ведущий фокус-группы), составляются программа и процедура исследования и разворачивает­ся работа с фокус-группой по установленной программе. К достоинствам фокус-групп относится то, что благодаря особой организации групповой беседы, когда ее участники могут не только свобод­но высказывать мнения по поводу предложенной им темы, но и определенным образом воздействовать друг на друга, журна­лист получает ценную информацию обо всех поведенческих и эмоциональных реакциях респондентов.

Достаточно часто журналисты используют в своей прак­тике экспертный опрос, потому что с помощью экспертов мож­но выявить глубинные тенденции в развитии того или иного события. Особое значение в данном случае приобретет подбор экспертов. Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности. Для оптимизации работы экспертов журналис­ты могут проводить «круглые столы», дискуссии по заданной теме и т.п. В системе обработки результатов опроса могут быть при­менены такие общенаучные процедуры, как систематизация, типологизация, классификация, группировка, оценивание, изме­рение, предпочтение и др.

К социологическим методам относится также уже упоминавшийся метод контент – анализа. Контент-анализ – анализ содержания текстового документа или множества документов путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков.

Этот метод требует четкого выделения единиц счета (принцип формализации), без чего статистические результаты и выводы могут оказаться некорректными, а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).