logo
fedotova_tipsmi

10.3. Рейтинг

Название данного жанра переводится с английского как «оценка», «классификация». Рейтинг как жанр появился в российской прессе в начале 90-х годов.

Жанр рейтинга чрезвычайно популярен. Это объясняется тем, что он помогает аудитории ориентироваться в определенных областях жизни. Какие акции лучше купить сегодня? Какой исполнитель джазовой музыки самый популярный в России? В каком из омских кинотеатров зрители чувствуют себя комфортнее всего? На эти и другие многочисленные вопросы могут ответить рейтинги. Они часто публикуются в самых разнообразных по типологии изданиях, теле- и радиопередачах.

Перечислим жанровые признаки рейтинга:

– Цель рейтинга – ранжирование сходных явлений по какому-то конкретному признаку, что позволяет аудитории ориентироваться в определенной сфере деятельности человека.

– Основные методы, применяемые при составлении рейтинга – аналогия и сравнение.

Виды рейтинга

«Простой»: не требует особо тщательных измерений, использования математических методов, может быть составлен при помощи опроса.

«Сложный»: в его основе часто лежат серьезные научные исследования, на которые и опираются эксперты, осуществляющие классификацию интересующих их явлений. Такие рейтинги могут включать в себя как количественные, так и статистические показатели. И рассчитаны эти публикации на ту часть аудитории, которая обладает специальной подготовкой в той сфере, к которой относится рейтинг. Их составлением также занимаются в первую очередь люди, которые обладают специальными знаниями, необходимым объемом оперативной информации в соответствующей сфере деятельности и постоянно следят за положением дел в ней. Серьезные рейтинги, как правило, составляются не отдельными специалистами, а экспертными группами или соответствующими центрами и институтами.

Рейтинги в периодической печати различаются и по объему. Они могут быть размером в десять — двадцать строк, а могут занимать и несколько газетных полос.

Рейтинг относят к аналитическим жанрам потому, что в ходе составления рейтинга осуществляется сравнительный анализ объектов, попавших в поле зрения специалистов – экспертов или журналистов.

В омской прессе чаще других разнообразные рейтинги публикует журнал «Бизнес-курс». Приведем один из наиболее типичных.