12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
Компьютер в состоянии помочь журналисту оптимизировать и облегчить творческий процесс.
Прежде всего журналисты используют компьютер как пишущую машинку для фиксации и редактирования создаваемого текста.
Другая роль компьютера в творческом процессе связана со специализацией журналиста и с накоплением и систематизацией сведений по интересующим его сферам действительности. Речь идет о формировании персональных баз данных для компьютера, которые не только облегчают работу и придают большую основательность выводам журналиста, но и дают возможность длительного систематизированного наблюдения за определенными объектами.
Компьютер в комплексе с модемом при подключении к Интернету может стать для журналиста транслятором запрашиваемой им информации, сосредоточенной на серверах сетей.
Здесь нужно кратко определиться с терминологией. Сетью первоначально называлось соединение кабелем нескольких компьютеров, позволявшее пользователям обмениваться информацией, оставаясь на своих рабочих местах. Сегодня понятием «компьютерная сеть» обозначается управляемое из определенного центра коммерческое или некоммерческое, кабельное или беспроводное объединение компьютеров, обеспечивающее пользователям:
возможность общего доступа к накопленным информационным ресурсам;
практически неограниченное распространение производимых информационных продуктов;
свободное общение, в том числе и личное.
Существующие компьютерные объединения различаются по масштабу: есть сети локальные, региональные, национальные, международные, глобальные — к таковым и относится Интернет.
Формально Интернет – это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд включается новая сеть. Более двух миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей. Наиболее распространенными способами использования сети являются:
связь с помощью электронной почты;
участие в электронных конференциях и дискуссиях;
поиск информации и данных, хранящихся на удаленных компьютерах;
копирование файлов с удаленного компьютера на местный компьютер;
выполнение программ на удаленных компьютерах;
выполнение программ на местном компьютере с помощью удаленного компьютера;
рассылка готовых выпусков газет, журналов и микрофонных папок радиостанций.
С появлением Сети, появляются и Интернет-издания. Деловые новости из газет, радио и телевидения перекочевали в компьютерные сети. Затем Интернет стал использоваться и как почта, и как универсальная рекламная система.
Персональный компьютер или рабочая станция какой-либо локальной компьютерной сети получают доступ к глобальной сети Интернет через сервис-провайдера — организацию, сеть которой имеет постоянное подключение к Интернету и предоставляет услуги другим организациям и отдельным пользователям. Пользователь, связавшись с провайдером, может беспрепятственно войти в WWW (World Wide Web) — специальное программное обеспечение для работы в Интернет. После этого можно искать нужную информацию в Сети, найдя соответствующую Web-страницу через броузер Web — часть программного обеспечения, благодаря которой удается перемещаться с сайта на сайт.
Принимая позитивные изменения в творческом процессе, которые принес с собой компьютер, нужно все же понимать, что он - средство обработки, хранения и передачи информации, но никак не средство сбора первичной информации. Невозможно подменить сбором информации в Интернете процесс живого общения, отражения журналистом реальной действительности, потому что в противном случае журналистика утратит свою социальную роль – служить для общества ориентиром в окружающем мире, в реальной, а не виртуальной жизни.
Журналист, работающий в сети, должен знать и уметь значительно больше, чем сотрудник газеты, журнала, радио или телевидения. С одной стороны, необходимо мастерски владеть письменным словом, ведь с экрана можно точно так же читать текст, как и с газетной полосы. С другой – сегодня компьютер по своим техническим характеристикам не только не уступает телевизору, но в некоторых своих качествах превосходит его. Это значит, что нужно уметь все, что умеют на телевидении плюс специфические знания компьютера.
Но сотрудничеством с Интерент-изданиями не ограничиваются особенности работы журналиста в сети. Он может сам направить произведение в известный ему адрес или воспользоваться услугами «электронной конференции», или завести собственный сайт. Можно полученную из другого источника информацию переработать и распространить в измененном виде, каждый пользователь в той или иной степени становится «сам себе журналист».
Сегодня многие печатные издания стремятся обзавестись электронной версией, распространяя СМИ по компьютерным сетям в реальном режиме времени. Это крайне рентабельно, поскольку выпуск подобного периодического издания не требует бумаги и типографских расходов. Кроме того, существует возможность каталогизировать информацию, снабдить ее перекрестными ссылками. Электронную версию любого издания можно обогатить цветом, звуком, движущимся изображением и т. п. Естественно, журналист должен не только теоретически знать все это, но и представлять, как это можно сделать на практике.
Для выпуска мультимедийных изданий необходим большой коллектив специалистов: журналистов, художников, фотографов, программистов, инженеров... Среди особенностей мультимедийных изданий – интерактивность и многовариантность выбора. Это предопределяет и специфику творческого труда журналиста: нужно предвидеть возможные действия пользователя и создавать на эти случаи варианты текста, звука, изображения.
Отличие Интернет – журналистики от традиционной в технологической продвинутости как издателей, так и читателей. Аудиторию Интернет - изданий составляют люди, принадлежащие к среднему классу и состоятельные люди, молодые и социально активные. Отсюда высокие требования к информации, которые они предъявляют. Для Интернет - издания большее значение, чем для печатного имеет то, каким будет его дизайн и верстка, насколько удобно для пользователя будет размещена баннерная реклама.
Перечислим преимущества Интернет – изданий:
1. Оперативность, превышающая даже оперативность радио. Свежая информация может быть доступна пользователю в полном объеме и в любое время.
2. Возможность рассмотрения многочисленных версий развития событий. Как только добавляются новые факты без промедления может быть написана новая версия.
3. Наличие архива. Статья в Интернет – газете может обойтись без вступительной части, объясняющей ситуацию. Достаточно сделать ссылку на архив.
4. Возможность получить любую сопутствующую информацию, используя поиск.
5. Возможность увеличения размеров публикаций, обогащения их важными подробностями и деталями, сопровождения дополнительными иллюстрациями и публикация текстов, не вошедших в бумажную газету из-за отсутствия места.
В заключение – несколько полезных адресов в Интернете:
www.ruj.ru – Союз журналистов: устав, руководящие органы, Центр правовой защиты, профсоюз, планы журналистской учебы, выход на международные журналистские организации.
Для выхода на зарубежные журналистские сайты нужно в поисковой системе (Рамблер, Яндекс и др.) набрать слово «журналистика» на английском языке: yournalism.
www.mass-media.ru – справочная информация о СМИ. Разделы: медиа-сообщество, газеты, журналы, радиостанции, телевидение, информационные агентства, Интернет, медиа-измерения, технологии, медиа-консалтинг, распространение печати, реклама, ПР-агентства, зарубежные медиа.
http://www.smi.ru – информация и короткий комментарий, который подкрепляет информацию либо противоречит ей. Затем даны ссылки на те или иные публикации по данной теме, как в бумажных, так и в электронных СМИ. Оптимальный архив для журналистской работы.
http: // www.digest.ru. Дайджесты российских и зарубежных СМИ.
Наиболее авторитетными Интернет – изданиями называют: www.gazeta.ru и www.lenta.ru.
Нужно отметить, что несмотря на явные специфические особенности работы журналиста в разных родах и видах СМИ, существует необходимость универсального подхода к работе журналиста. Есть немало примеров, когда газетчик уходил работать на радио или телевидение, сотрудник телевидения - в журнал или газету и т. д. А быстрое развитие технических средств ведет к тому, что навыки работы, допустим, телевизионного режиссера могут понадобиться в газете или журнале при подготовке электронной версии издания или его рекламы. Сотрудник газеты сейчас зачастую пользуется компьютерными сетями, ведет мониторинг радио- и телепередач. Появились печатные приложения к телевизионным и радиопередачам и программам, которые на «твердом» носителе дополняют и разъясняют то, что было или будет передано в эфир. Но за всеми этими новшествами стоит журналист, обладающий творческим мышлением и общими профессиональными знаниями, который и делает возможным любое нововведение.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов