logo
fedotova_tipsmi

12.4. Особенности работы на телевидении

Революция в технологии СМИ особенно большие возможности предоставила телевидению. Шире стал использоваться прямой эфир. Кабельное телевидение сделало изображение более качественным; спутниковое вещание сократило расстояния. Появилась техника, которая автоматически убирает с видеопленки все дефекты: «эффект снега», неравномерную яркость, размытость цветовых тонов и др.

Обычно первым специфическим признаком телевидения (также он свойствен и радио) называ­ют вездесущность, поскольку электромагнитные колебания, несущие телевизионный сигнал, проникают в любую точку пространства (к зоне действия телепередатчика).

Вторая особенность — передача сообщений в форме аудиовизу­альных образов (изображение + звук) — называется экранностью. Свойство экранности роднит телевидение с кинематографом.

Следующая особенность – непосредственность телевидения — возможность отражения события на экране в самый момент его свершения (прямой эфир).

Одновременность действия, его показа и просмотра называют симультанностъю. Это свойство телевидения, с одной стороны, обеспечивает достоверность телеинформа­ции, высокий уровень доверия к ней зрителей, а с другой — создает реальные условия для манипуляции зрительским восприятием.

Телевидение создает так называемый эффект присутствия, когда во время прямой трансляции с места события у зрителя возникает ощущение, что он лично присутствует на этом событии.

Еще одно свойство телевидения — персонификация (олицетворение) сообщения. В.Л. Цвик говорит об этом следующее: «Газетное сообщение, в сущности, анонимно. Звучащий по радио голос иногда узнаваем, но почти никогда не ассоциируется с конкретным физическим обликом человека, чей голос слышится из радиоприемника. На телеэкране перед зрителем предстает совершенно реальный телесный облик носителя информации, что и позволяет говорить в ее персонификации. Телевизионный репортер, телевизионный ведущий, телевизионный журналист, работающий в кадре, телевизионный персонаж в широком смысле этого понятия — конкретный человек, который нам нравится или не нравится, симпатичен или не совсем, вызывает доверие или не вызывает. Все это чрезвычайно важно учитывать при создании любого телевизионного произведения. Только на телевидении аудитории предлагается персонифицированная информация»87.

Телевидение превратило потребителя информации в очевидца, как будто участника происходящего, что неизмеримо повысило его эффективность как рода СМИ. В силу технологических особенностей телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем печать и радио.

В рабочий материал тележурналиста входят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом и т. п.), прочитать текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций.