logo
fedotova_tipsmi

11.5. Эссе

Эссе – художественно-публицистический жанр журналистики, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира. Слово «эссе» в переводе с французского означает: «опыт», «сочинение», «попытка», «испытание», «набросок».

Родоначальником этого жанра обычно называют М. Монтеня, который писал в своих «Опытах»: «Содержание моей книги – я сам». Известны эссе Стефана Цвейга. В основе этого жанра – постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора, т.е. процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности. Показывая жизнь вокруг нас, эссеист показывает одновременно и свой внутренний мир. Его внутренний мир, восприятие реальности, реакция на него и являются «главными героями» жанра эссе.

Поэтому для эссе так необходимо создание психологически достоверного образа повествователя. С помощью системы разнообразных ассоциаций – логических, эмоциональных и др. – автор предлагает самоанализ личности, познающей окружающий мир и самое себя. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния – важнейшее качество эссеистского текста.

Отсюда и свободная форма эссе, допускающая перетекание друг в друга элементов репортажа, очерка, статьи, комментария, письма, дневника, новеллы. В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Преобладание общих суждений и выводов над факти­ческим материалом является чертой, отличающей эссе от публикаций других жанров журналистики. Но свободная форма эссе предполагает, тем не менее, четкость и продуманность авторской идеи, вокруг которой и выстраивается вся цепь ассоциаций, создавая тем самым внутреннее единство произведения.

А.А. Тертычный предлагает в этой связи ряд рекомендаций, повышающих ясность текста эссе для аудитории84. Итак, «желательно, чтобы:

а) текст сразу вводил аудиторию в курс дела;

б) содержание текста было хронологически упорядоченным, чтобы аудитория могла понять, что за чем следует;

в) аудитории было ясно, что автор доказывает себе и другим, какие аргументы при этом использует;

г) сложные рассуждения сопровождались пояснениями, при­мерами;

д) текст завершался определенными выводами, резюмирую­щими главную мысль автора».

Выделяют следующие виды эссе политические, экономические, литературные, публицистические и др.

Поводом для подготовки публицистических эссе обычно являются вопросы, вызывающие повышенное внимание аудитории. Автор размышляет на предложенную тему на уровне обыденного мышления, используя ассоциации массового сознания, собственный жизненный опыт.

Литературно-критическое эссе – общие рассуждения об одном или нескольких литературных произведениях. Эссеист не занимается детальным анализом произведения, а рассуждает об общих закономерностях литературного твор­чества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана слу­жить или служит в данный момент.

В искусствоведческом эссе автор рассуждает о социальном служении искусства, о роли таланта в становлении искусства, о массовом и элитарном искусстве и т.д.

Научно-популярное эссе посвящается общенаучным проблемам: роли науки в жизни общества, судьбой цивилизации, гуманизации науки и т.д.

Философское эссе представляет собой рассуждение эссеиста о наиболее общих проблемах бытия, смысле жизни, добре и зле, поисках истины.

В качестве примера приведем отрывок из эссе Дарьи Костиковой.