14.11. Массовая работа редакции
Под массовой работой редакции понимают систему организационных мероприятий, целью которых являются установление и укрепление связей периодического издания и его редакции с читателями. Массовая работа редакции охватывает самые широкие слои населения, разных по возрасту и социальным устремлениям людей. Одни сотрудничают со СМИ постоянно, другие обращаются к прессе тогда, когда что-то в окружающей жизни их сильно задело, не оставило равнодушными.
С возникновением рынка периодических изданий для редакции возросло значение поддержки их читателей. Стремление руководителей некоторых газет выпускать их только руками сотрудников редакций, как показывает практика, неизбежно приводит к снижению уровня изданий. Это и понятно — даже крупные коллективы редакций не в состоянии обеспечить всесторонность информации о событиях. И никакой профессиональный журналист не сможет быть столь же компетентен в какой-либо области знаний или отрасли экономики, как работающий здесь специалист. Журналистский коллектив соединяет представителей разных слоев общества, устанавливает связь между ними и помогает властям их услышать.
Стабильные контакты с аудиторией устанавливаются через тексты журналистских произведений, через редакционные организаторские действия и через авторский актив. Поэтому перед каждой редакцией встает задача создания своего актива и организации работы с ним. А коллективы редакций небольших местных изданий вообще не могут работать без поддержки своего актива.
Кто же входит в состав редакционного актива? Первую часть этого актива составляют информаторы. Это люди, готовые сообщать журналистам о новостях, представляющих интерес для газеты. Своих информаторов редакция должна иметь во всех государственных органах того региона, который она обслуживает, в общественных организациях, на предприятиях и на биржах, в культурных центрах и университетах — везде, где могут происходить события, представляющие общественный интерес. Информатор сам может не писать в газету, он лишь поставляет информацию — в виде устного сообщения или документа, — сотрудник редакции затем оформит эту информацию в виде заметки или другого текста.
В состав редакционного актива входят консультанты. Это специалисты — ученые, правоведы, финансисты, инженеры и др., к которым всегда могут обратиться за советом или консультацией сотрудники газеты. Если в редакцию поступила статья, направление и содержание которой вызывает сомнение у журналиста, консультант подскажет ему, целесообразно ли её публиковать, поможет выправить положения, вызывающие сомнения.
Но самую важную часть актива редакции составляют потенциальные авторы. К ним могут обратиться сотрудники редакции с просьбой написать оперативное сообщение или статью на актуальную тему, принять участие в редакционной акции. Понятно, что в число таких авторов входят компетентные в своей области, достаточно хорошо владеющие пером люди.
У каждого из журналистов газеты, ведущего в ней определенные тематические направления и рубрики, — свой актив. Он поддерживает постоянные контакты с потенциальными и внештатными авторами, с информаторами и консультантами. И чем шире их круг, тем шире возможности получать актуальную информацию и готовить интересные выступления.
Обычно актив редакции подбирается таким образом, чтобы восполнить недостатки размеров и структуры журналистского коллектива. Особое значение это имеет для малых редакций. Обычно у них нет штатных собственных корреспондентов. В этом случае выход можно найти, сформировав сеть внештатных собкоров. Договориться с грамотными инициативными людьми — учителями, студентами, инженерами и др. — постоянными читателями газеты, разделяющими ее взгляды, ознакомить их с планом работы редакции, с рубриками, давать им задание. И оплачивать их публикации гонораром, а если кто-нибудь из них выделится уровнем и оперативностью своих материалов — заключить с ним контракт.
Малая редакция в состоянии создать небольшую группу внештатных обозревателей. Найти их можно среди местных специалистов — экономистов, спортивных тренеров, преподавателей институтов и т.д. С некоторыми из них можно договориться о регулярной подготовке материалов для одной из целевых полос газеты, поручить вести тематическую рубрику, с которой не всегда справляется штатный сотрудник редакции.
С редакционным активом нужно постоянно работать. Надо 6удет поддерживать с теми, кого вы привлекли к газете, постоянные контакты, знакомить их с основами журналистики, помогать советами — в поиске тем и их разработке. И конечно поощрять их, как морально, так и материально.
Найдя автора для запланированной редакцией темы, журналист должен быть уверен, что ему не придется целиком переделывать рукопись, лишний раз проверять и перепроверять цифры и факты. Здесь все зависит от способностей и возможностей конкретных исполнителей, их общеобразовательного уровня, моральных качеств, информированности, ответственности. В потенциальном авторе журналиста подкупают активность и нестандартность мышления. Такому человеку он охотно поможет, даже если тот слабо владеет пером.
После того, как автор найден, следует вместе с ним обговорить тему будущего выступления, определить проблемы, отобрать основные факты, прочертить композицию.
Первоначальные наметки в значительной мере условны. Конкретность возникнет тогда, когда статья будет написана. Но сориентировать автора необходимо. А занимаясь редактированием содержания и формы рукописи, надо, по возможности, сохранить индивидуальность автора.
Когда материал написан и отредактирован, его показывают автору и визируют у него. Журналисты несут ответственность за последствия публикации.
На автора заводится учетная карточка, в которую записываются паспортные данные, образование, профессия, степень участия в газете и т. п. В случае необходимости редакция быстро находит нужного человека, даже если он давно не публиковался.
Под редакционной акцией понимают коллективные действия нескольких журналистов или творческих подразделений редакции, направленные на достижение единой достаточно крупной цели. Такие акции могут иметь общий или частный характер. В последнем случае цель акции – проведение какого-либо организационного мероприятия. Примером может служить написание отчета о праздничной демонстрации, репортажа о народном гулянии или о спортивных состязаниях на очередной олимпиаде. Как правило, такие отчеты и репортажи готовит группа в составе нескольких репортеров.
Существует несколько форм частных редакционных акций. Одной из них является «круглый стол». Встреча в редакции представителей какой-либо социальной группы или профессии — предпринимателей или директоров государственных и частных средних школ, фермеров или священнослужителей, представляющих различные конфессии, обычно представляет большой интерес и для ее участников, и для газеты. Такую встречу, как правило, готовит журналист редакции: он определяет ее тему, подбирает участников и приглашает их, руководит беседой и подводит ее итоги. В ходе встречи поднимаются актуальные проблемы, предлагаются методы их решения. Редакция получает обильную информацию, которую затем оформляют в виде газетного отчета о встрече, некоторые её участники становятся авторами газеты.
Среди форм частных редакционных акций можно также отметить клубы деловых встреч, творческие вторники (среды, пятницы и т. п.). Это обычно живой обмен мнениями, наблюдения, острые комментарии по актуальной проблематике. Отчеты о таких встречах публикуются на страницах газеты.
Если газета страдает от недостатка иллюстраций — фотокадров и рисунков, положение можно попытаться улучшить, использовав конкурс на лучший фотоснимок, рисунок, карикатуру, объявленный редакцией. В сообщении нужно указать условия конкурса, объем премий и наград победителям и дать советы его участникам: по тематике фотокадров, их жанрам и др. Также необходимо определить членов жюри, которое будет разбираться во множестве писем с фотографиями и рисунками, отбирать достойные публикации и встречаться с их авторами. Возможно результатом этого конкурса станут не просто интересные снимки для дальнейшей публикации, но и создание при редакции небольшого фотоклуба — постоянного актива добровольных иллюстраторов газеты.
Проведение конкурсов может помочь редакции найти выход и при недостатке в газете материалов на какую-либо тему или в каком-либо жанре. Можно организовать, например, конкурс лучших очерковых публикаций о молодых предпринимателях или сатирических материалов.
Конкурсы — та форма массовой работы, которую с наибольшей эффективностью могут использовать массовые или молодежные газеты. Для привлечения аудитории можно также разыгрывать лотереи, приглашать к участию в игровых клубах. Победители награждаются премиями, призами, публикациями в прессе. Такие начинания рассчитаны на азартную часть населения, главным образом молодежь.
Вообще формы массовой работы редакции часто совпадают с формами и методами паблик рилейшнз. Среди них — организация выставок, встреч с журналистами телевидения, радио и других печатных периодических изданий.
В практике СМИ находит применение опыт объединений внештатных сотрудников редакции: внештатных отделов, корреспондентских пунктов, общественных редколлегий, общественных приемных, пресс-групп, литературных объединений, фотоклубов. Эти формирования не слишком активны в современных крупных изданиях, но хорошо проявляют себя в местной печати.
Внештатные отделы возникли во второй половине 1950-х годов. Они имеют свою постоянную тематику, свой раздел в издании, свои рубрики. Как показывает опыт, чаще всего внештатные отделы занимаются молодежной и культурной жизнью, моралью, правом, спортом, охраной природы, пропагандой книги.
Общественные редколлегии или советы являются совещательным органом при редакции. Они участвуют в обсуждении планов, как представители населения, подвергают анализу деятельность журналистского коллектива, помогают ему предложениями, замечаниями. Иногда создаются редколлегии тематических страниц, которые целиком готовятся руками активистов.
Специального внимания заслуживает общественная приемная – разновидность внештатного отдела, имеющая регулярный выход на газетную полосу или в эфир и постоянные рубрики. Кроме того, здесь принимают посетителей и анализируют их жалобы. Такие подразделения появились в начале 1960-х годов. Они облегчили работу штатных журналистов, так как взяли на себя разбирательство с большой долей писем и жалоб в редакцию. Создание приемной начинается с подбора сотрудников. Это должны быть люди авторитетные и компетентные, желательно с опытом журналистской деятельности. В состав приемной нередко включаются юристы, учителя, врачи, бывшие чиновники министерств и ведомств.
Названия пресс-групп, пресс-центров, литературных объединений, фотоклубов достаточно красноречиво говорят о профиле работы этих внештатных подразделений.
Частные акции помогают организовать работу лишь нескольких журналистов или небольшого подразделения редакции. Распространенная форма такой акции – подготовка тематической или целевой полосы журналистами творческого отдела. Несравненно большее значение имеют общие акции. Нередко они определяют деятельность всего коллектива или большей его части. В их ходе перед редакцией встают крупные задачи. К таким акциям относятся кампания и обсуждение.
Кампания – это комплекс публикаций и организационных мероприятий редакции, посвященных одной общезначимой проблеме или актуальной теме Цель кампании – вовлечение масс читателей в решение или обсуждение этой темы. Редакция всегда ведет какую-либо кампанию, а нередко и несколько одновременно: одну – главную, другую – на втором, не столь важном направлении.
Кампания охватывает длительный период – от нескольких недель до нескольких месяцев и дольше Тип, характер и длительность кампании определяются ее целью. Политические газетные кампании, связанные с важными событиями в политической жизни страны и общества – выборами президента, депутатов Государственной Думы или мэра крупного города, обычно продолжаются длительное время. Столь же продолжительной может быть и экономическая кампания, посвященная, например, изменению налоговой системы в стране. Но сезонная кампания, связанная, например, с проведением очередных сельскохозяйственных работ – севом или уборкой урожая, ограничивается их началом и окончанием.
Поскольку проведение кампании определяет деятельность всей редакции или значительной ее части, в подготовку, планирование, организацию и подведение итогов этого мероприятия включается редакторат. В редакции создается группа, разрабатывающая план кампании, определяющая её этапы, время и характер кульминации, формы завершения, предлагающая рубрику кампании и, главное, роль разных отделов и других подразделений коллектива в ее проведении. Редколлегия или редакторат обсуждает этот план и затем контролирует его реализацию.
Другая форма масштабной редакционной акции – обсуждение. Оно имеет много общего с кампанией. Обсуждение также может продолжаться длительное время. Поводом для него обычно служит обнародование какого-либо важного законопроекта или другого документа. Оно дает возможность выяснить отношение читательской аудитории печатного издания к новому проекту и повлиять на формирование общественного мнения. Для обсуждения законопроектов, указов, постановлений с помощью СМИ проводятся опросы и референдумы в форме диалога. Поскольку органы управления, принимающие и осуществляющие социально важные решения, должны слышать мнения людей, высказанные в прессе и в эфире, к участию в обсуждении поднятой темы приглашаются все желающие. Можно обратиться в редакцию с письмом, позвонить, включиться в разговор по «горячей линии». Часто такое обсуждение проводится в ходе газетной кампании, составляет ее неотъемлемую часть. И все же они различаются своими целями: если у кампании это постановка актуальной проблемы, поиск путей и средств ее решения, то цель обсуждения – выяснение и формирование общественного мнения.
Массовая работа редакции требует времени, сил и определенных расходов. Каждая редакция сама определяет, какие формы и методы массовой работы могут принести ей наибольшую пользу.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов