7.1. Особенности журналистского текста
Журналистский текст, обладающий собственной спецификой, является вместе с тем одной из разновидностей текста в универсальном смысле, поэтому прежде чем перейти к исследованию собственно журналистского текста, необходимо внести некоторые терминологические уточнения в понимание текста.
Что такое текст? Это последовательность букв? Или это, прежде всего, смысл? Является ли текстом, например, иллюстрация? В обыденных представлениях – нет. А вот ученые с этими представлениями спорят. Ведь с иллюстрации можно снять информацию, ее можно прочитать как и вербальный текст, она имеет смысл. Отличие иллюстрации (иконического текста) от вербального текста в способе передачи смысла. Текст может быть не только написанным, но и изображенным, и бесписьменным - фольклор, который многие века передается из уст в уста. Информацию мы можем также считывать с жеста, расстояния между участниками коммуникативного акта, голосовых модуляций и т. д.
В XX в. текст рассматривается уже не только как словесное сочинение или его фрагмент и даже не только как последовательное расположение знаков, образующих единое семантически завершенное произведение. Всякую знаковую структуру, выражающую некоторый целостный смысл, реализовывающую определенную культурную функцию, можно рассматривать как текст. В ХХ веке благодаря работам Ю. М. Лотмана и М. М. Бахтина текст понимается и как явление космологическое, «мир есть текст», и «мы живем внутри грандиозного текста». То, что нас окружает, открыто для познания, наделяется соответствующим значением. Поскольку окружающий мир познается, «прочитывается», то возможно вести речь о том, что «весь мир есть знаковая система – бесконечно глубокий по своему смыслу текст». М.М. Бахтин обращал особое внимание на диалогичность текста, рассматривал текст как то, из чего складывается любое общение.
Ю. М. Лотман рассматривает каждый определенный объект как текст, выделяя, например, иконические тексты живописи и скульптуры. Газета рассматривается им как «газетный роман, сама газета как целостный текст». Речь идет о едином тексте печатного издания, его общем знаковом пространстве, в котором интегрированы письменные, иконические и прочие материалы. Фотография тоже рассматривается как часть большого текста. Такой подход позволяет исследовать издание как целостный текст, состоящий из относительно самостоятельных текстовых систем.
В XXI веке для многостороннего и системного изучения журналистского текста рождаются новые дисциплины и новые подходы. Влияние газетных журналистских текстов на экономику, политику, культурные, национальные, морально-нравственные традиции заставляет исследователей изучать журналистский текст в единении с внешней средой – обществом, во взаимовлиянии целого ряда факторов. Существует необходимость комплексного, «триадного» – лингвистического, социологического и культурологического – изучения журналистского текста.
Сегодня существует более 300 определений понятия «текст», различающимся следующими концептуальными подходами48:
Концепции статического аспекта, отражающие результативно-статическое представление. Текст понимается как информация, отчужденная от отправителя, как та единственная форма, в которой язык дан нам в непосредственном наблюдении.
Например, текст – это последовательность знаков (языка или другой системы знаков) образующая единое целое. Или текст – это некое упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать определенным образом организованную и направленную информацию.
Концепции аспекта процессуальности текста, учитывающие способность языка к живому функционированию в речи.
Например, текст – это речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляемых индивидом в определенной ситуации.
Коммуникативные концепции, ориентирующиеся на акт коммуникации, предполагающий наличие отправителя и получателя.
Например, текст – это то, что создается с целью дальнейшей передачи другим (коммуникации) или себе самому через некоторый промежуток времени;
Стратификационные концепции, рассматривающие текст как уровень языковой системы.
Например, текст – это единство, которое расщепляется на высказывания. Или текст – это графическое отображение фрагмента действительности, порождение письменного варианта языка.
Таким образом, текст может рассматриваться как некая модель сложного законченного целого и как конкретная реализация данной модели в зависимости от задачи исследования.
При современной трактовке текста на первый план выдвигаются вопросы коммуникативного характера, то есть задачи анализа условий рациональной (оправданной) коммуникации, обеспечивающей однозначное толкование единиц создаваемого текста. Текст трактуется как множество высказываний в их функции и соответственно как социокоммуникативная единица. Текст в структуре социокультурной коммуникации всегда имеет прагматическую установку: с какой целью создается текст, каковы потребности реципиента? В ответах на эти вопросы кроется успех социокультурной коммуникации.
Б.Я. Мисонжников49 сформулировал ряд характеристик текста.
Основной из признаков текста – знаковость, поскольку текст всегда зафиксирован и представлен в конкретных знаках. Они могут быть письменными – это средства естественного языка. Именно этим языком воспроизводится вербальное содержание газет и журналов. В процессе текстообразования используются также иконические знаки – для создания изобразительных текстов, иллюстраций.
Другое свойство текста – его отграниченность, то есть противопоставление группы знаков, образующих текст, сторонним, не входящим в его состав знакам. Здесь действует принцип «включенности-невключенности». Любой текст вбирает в себя только подходящий, принципиально отвечающий его природе знаковый материал. Другой материал решительно отторгается.
Структурность – внутренняя организация, которая позволяет тексту стать цельным произведением, не рассыпаться на отдельные чужеродные ингредиенты. Журналистскому тексту требуется особо строгая организация материала, поскольку все журналистские произведения должны отличаться четкостью композиционного построения, ясностью и конкретностью семантики.
В основе тематического единства лежит авторский замысел, концептуальная позиция того, кто, создавая произведение, осуществляет отбор необходимого для текстопостроения материала.
Качественные признаки текста присущи и журналистским произведениям.
И здесь нужно вновь определиться с терминологией. Различают50 медиатекст – это самое общее обозначение текстов функционирующих в системе масс-медиа. Любой текст (стихи, прогноз погоды, программа телепередач и т.д.) попав в систему медийных связей и отношений, может стать медиатекстом. В отличие от него вербальный журналистский текст и вербальный публицистический текст создаются в самих средствах массовой информации, как правило, журналистами или спикерами. Публицистический текст при этом – разновидность журналистского. Создается публицистический текст с очевидной целью убедить аудиторию в чем-либо. Таким образом, журналистский текст – срединная площадка между медиатекстом и вербальным публицистическим текстом.
Если основная цель публицистического текста – убеждение, значит в его основе лежит не просто повествование о событиях, это диалог, интерактивная целостность, рождающаяся только в процессе духовного общения с удаленным в пространстве потребителем.
В.В. Хорольский обозначил следующие системообразующие признаки публицистического текста: а) осознанное и часто явно выраженное авторское актуализирующее целеполагание, б) информационно-ориентирующий и в то же время убеждающий (агитирующий) пафос высказывания, в) внутренняя диалогичность и полемичность вербального публицистического текста, обязательно направленного на установление обозримой во времени «обратной связи»; г) повышенная пафосность, непосредственно наблюдаемая бесспорная эмоционально-экспрессивная «планка» высказывания.
Много сегодня говорится о задаче создания в текстах СМИ неискаженной картины мира, с которой, по мнению многих исследователей, современные СМИ не справляются. Исследователям представляется однозначным преобладание мира суждений над миром вещей (атомарных жизненных фактов и первичных событий) в текстах масс-медиа.
При этом под атомарными фактами и первичными событиями имеются в виду факты и события, признаваемые большинством, «единицы реальности, доступные наблюдению, но существующие независимо от сознания человека». О существовании атомарных фатов никто не спорит. Вопрос в том, что прежде чем стать известным широкой публике, этот факт неизбежно должен стать и «фрагментом сознания журналиста, отражающим единицу реальности». Уже здесь возможны ошибки понимания и интерпретации атомарных фактов. Ведь реальность всегда богаче того, что мы знаем о ней.
Кроме того, атомарный факт не поддается рассмотрению сам по себе. Выхваченный из системы существенных связей, он легко может превратиться в нашем сознании в картинку, искажающую действительность.
Именно поэтому, даже если журналист хочет рассказать об одном факте, он должен изучить ситуацию. Ситуация – совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте.
Журналисты создают скорее виртуальную реальность, чем изображают происходящее. Никакое эмпирическое явление по сути дела не является тем, что предъявляет журналист человеку. Представляются события, а, следовательно, дается истолкование и часто дается оценка. Истолкование и оценка даются с точки зрения того, как журналист понял эту ситуацию. Например, факт смерти Я. Арафата связан с первичным культурно-информационным событием, обрастающим деталями и становящимся сложным (синтетическим) событием, важнейшими элементами которого можно считать споры вокруг отключения аппарата искусственного поддержания жизни, позицию семьи и соратников, международный резонанс. Соединения атомарных фактов порождают цепочки первичных событий (ситуаций), которые и служат исходным материалом для создания медийного дискурса. Логичным представляется вывод, что на основе атомарных фактов создаются другие (синтетические) факты, нередко имеющие небесспорный характер. Они в обычной информационно-культурной работе и служат материалом для журналистов и всех других людей, пишущих о каждодневной реальности.
Сегодняшние СМИ — прежде всего фабрика сенсаций и мифов, а потом уже – источник атомарных фактов и первичных событий, из которых потребитель информации может построить адекватную картину мира.
Основу всякого журналистского текста составляет атомарный факт и его адекватная оценка журналистом, а публицистического текста – первичное событие и его аргументированная оценка.
Журналистские и публицистические тексты часто являются стандартными образцами публицистического стиля, дают большое количество примеров клише. И если в текстах художественной литературы это воспринималось бы как очевидный недостаток – для журналистских текстов это норма, связанная, прежде всего с тем, что журналист чаще имеет дело с чужим словом и сознанием, нежели со своим мнением о событиях. Его задача – передать это мнение быстро и адекватно. Исключением из правила в газетах являются тексты художественно-публицистических жанров, где возможен самобытно-индивидуальный и даже экстравагантный стиль изложения.
Сегодня исследователи говорят о формировании либерально-плюралистического типа медийного дискурса. «Постмодернистский текст, создаваемый как монтаж и дробление целостных картин, функционирует по принципу «клипа». Поменялся в последние десятилетия не только читательский спрос и рыночная конъюнктура, но и целевые установки редакционных коллективов, а часто и словарь прессы. Журналисты говорят на более свободном, чем раньше, «игровом» языке. Нередко это свобода не идейная, а сугубо моральная, например, ненормативная лексика стала привычной, как и редкие раньше и даже запрещенные в массовой печати стиль андеграунда или воровской жаргон. Журналистские материалы не редактируются так жестко, как двадцать лет назад. Стремительная смена событий, имен, фактов, новостей, модных веяний, культурных клише, идеологических лозунгов усилила внушаемость и психологическую зависимость от СМИ»51.
Согласно концепции Е. И. Пронина журналистская информация, содержащаяся во всех журналистских и публицистических текстах, обладает рядом специфических свойств.
Во-первых, журналистская информация характеризуется общим для всей информации свойством действительности: будучи воплощением связи человека с окружающим миром, одновременно она есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.
Во-вторых, журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации — универсальность. Состоит оно в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов.
Третье свойство журналистской информации присуще именно ей, является ее специфической чертой: она отмечена идеолого-этической направленностью, то есть способностью с той или иной мерой императивности поставить адресата информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в контексте соответствующих идеолого-этических ценностей, в частности представлений о добре и зле, о благе, о смысле жизни.
Вместе взятые, эти свойства обусловливают место и роль журналистской информации в массовых информационных потоках в обществе в целом, определяя ее пригодность к использованию в механизмах самоуправления общества: в системе гражданских отношений и общественно-политической деятельности; во власти и в личной практике членов общества.
Журналистский текст в любом своем проявлении обладает многокачественными характерными признаками, и в этом плане он может быть соответствующим образом оценен.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов