13.2. Этика журналиста
Если правовые нормы — это совокупность установлений и санкционированных государством общеобязательных правил, запретов, дозволений, регулирующих общественные отношения, то этика — свод неписаных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества. Профессионально-нравственные регуляторы поведения журналиста – общие, надличностные представления, зафиксированные в профессиональной морали как некие моральные заповеди, добровольно принятые сообществом журналистов к исполнению, а затем прошедшие «научную обработку»88.
В конечном счете профессиональная этика журналиста есть общечеловеческая этика, но еще более строгая и взыскательная, прежде всего, к самому себе, потому что забвение этических принципов журналистом чревато подчас непредсказуемыми последствиями. В целом этические принципы совпадают с требованиями выполнения журналистом объективно сложившихся обязанностей представителей этой профессии в обществе. Г.В. Лазутина приводит результаты одного исследований. Исследовалось 59 кодексов, принятых журналистами разных стран в разное время и при разных политических ситуациях. Сгруппировав изложенные в них положения по частотности упоминаний, исследователи выяснили, что на первое место вышло требование правдивого и честного распространения новостей (в 53 кодексах). Второе и третье место поделили требования признавать и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации (42 кодекса) и т.д.
В самом общем виде рекомендации здесь выглядят так. Журналист свободен в своем творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед обществом, аудиторией, героями журналистских произведений, коллегами и самим собой.
Рассмотрим подробнее, из чего же складывается этичное или неэтичное поведение журналиста?
Система профессионально-этических регуляторов поведения является трехуровневой. В нее ходят категории, принципы и нормы. Первый – наиболее общий уровень – представляют категории. Это наиболее фундаментальные положения, направленные на формирование моральных устоев деятельности, образующих основу профессиональной журналистской позиции. В число категорий исследователи включают профессиональные долг, ответственность, совесть, достоинство и профессиональную честь.
Понятие профессионального долга журналиста получило отражение в «Международных принципах журналистской этики», принятых в 1983 году на IV Консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций в Париже и Праге. В документе говорится: «Первейшая задача журналиста — гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности». Понятие профессионального долга включает в себя также следующее:
заботиться о том, «чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире»;
способствовать «общедоступности в работе средств массовой информации»;
выступать «за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение»;
«способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами».
Категория «профессиональная ответственность» выступает как частный случай социальной ответственности и призвана свести к минимуму негативные последствия, стимулируя качественное выполнение профессионального долга.
В «Международных принципах журналистской этики» раздел «Социальная ответственность журналиста» звучит следующим образом: «В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответственен не только перед теми, кто контролирует средства массовой информации, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием».
Категория профессиональной совести отражает зависимость внутреннего состояния человека от оценки его профессионального поведения и результата деятельности — собственной и со стороны коллег.
Профессиональное достоинство – более или менее устойчивое представление о значимости профессии и собственной значимости, о необходимости соответствовать этой значимости каждым своим поступком.
Профессиональная честь — категория, в которой отражается объективно существующая зависимость между отношением общества к данной профессии и ее нравственным уровнем. Она проявляется как представление о необходимости соответствовать нравственным стандартам человечества, с одной стороны, и нравственным стандартам профессионального содружества — с другой.
Второй уровень системы профессионально-этических регуляторов поведения образуют нравственные принципы поведения. Принципы, в отличие от категорий, складываются в практике, они предписывают определенное отношение, определенное поведение, необходимое журналисту для достижения успешного результата.
Существенной особенностью принципов является их универсальный характер. Работает ли журналист с источниками информации, выходит ли на контакт с действующими лицами будущих публикаций, обращается ли к аудитории, взаимодействует ли с представителями власти или с коллегами в ходе творческого процесса — во всех подобных случаях он, если это достойный профессионал, сознательно или бессознательно опирается на принципы как на профессиональные нравственные заповеди.
К нравственным принципам, по мнению Г.В. Лазутиной, относятся следующие:
Соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.
Соблюдать законы своей страны и международные правовые акты, обнаруживая уважение к демократическим институтам общества.
Соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности.
Выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости — мужество.
Третий уровень системы профессионально-этических регуляторов поведения журналиста – это нормы — правила поведения журналиста в локальных, конкретных ситуациях.
Г.В. Лазутина предлагает перечень норм, на которые должен ориентироваться журналист в той или иной области нравственных отношений. Процитируем этого автора.
Итак, отношения «журналист — аудитория». Анализ этических кодексов, высказываний работников пера и эфира, трудов по профессиональной журналистской этике позволяет заключить, что для этой группы норм определяющими сегодня являются следующие:
всемерно защищать свободу прессы как одно из неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;
уважать право людей знать правду, своевременно предоставляя им объективную и правдивую информацию о действительности при четком отделении фактов от мнений, противодействуя намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных;
уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио или телевидению и содействуя общедоступности средств массовой информации;
уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, используя их в качестве ценностной основы произведений, не допуская в своих произведениях смакования подробностей преступлений, потворства порочным инстинктам, а также утверждений и слов, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека;
укреплять доверие людей к средствам массовой информации, содействуя открытому диалогу с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии общественности к своей деятельности, предоставляя возможность ответа на критику, оперативно исправляя существенные ошибки, не допуская намеренного манипулирования сознанием адресата информации и дезориентации его посредством неточных или двусмысленных заголовков.
Рассмотрим вторую группу норм — те, что регламентируют отношения «журналист — источники информации». Этот ряд выглядит сейчас таким образом:
использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. п.) только в обстоятельствах, когда возникает серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;
уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений, не позволяя себе бестактности, давления, шантажа, во всех случаях, за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию обусловлена Законом;
указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть серьезные основания сохранять их в тайне;
сохранять профессиональную тайну относительно источника информации, если существуют веские основания для анонимности, позволяя себе нарушить ее с согласия информатора только в исключительных обстоятельствах: когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;
5) соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу не разглашать определенные сведения во всех случаях, кроме тех, когда информация оказалась намеренно искажена.
В третьей группе сосредоточены нормы, которые призваны регламентировать отношения «журналист — герои»:
заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть истолкованы как корыстные и противоречащие общественному благу или пристрастные;
уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя корректность, такт и выдержку в ходе общения с ним;
уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;
быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя, помня, что это лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с окружением, но и дискредитирует в глазах этого окружения автора публикации и журналистику в целом;
воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека, а именно: от реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков персонажа; от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом.
Следующая группа: «журналист — авторы». Поскольку журналист по роду своих профессиональных обязанностей выходит на контакты с представителями самых разных профессий, привлекая их к обсуждению важных общественных проблем, заказывая им публикации, помогая приводить их тексты и тексты, пришедшие «самотеком» (письма), в соответствие с нормативами цивилизованного общения в средствах массовой коммуникации. Тут неизбежно возникновение проблемных ситуаций, выход из которых требует от журналиста морального выбора. Нормы, на которые он при этом опирается, образуют следующий ряд:
1) строить отношения с авторами на основе взаимного уважения, ориентируясь на добровольность сотрудничества, избегая «за-авторства», терпеливо добиваясь взаимопонимания и обязательности;
ценить самобытность автора, стремиться сохранить авторское своеобразие текста как в мыслях, так и в лексико-стилистическом решении, не допуская «вкусовой правки»;
согласовывать с автором все изменения в его материале, вплоть до стилистических поправок, а в случаях, когда это невозможно (например, сокращение текста в момент передачи или верстки номера), после публикации объяснять причины самовольного журналистского вмешательства в материал, принося при необходимости извинения;
аргументировать самым тщательным образом отказ в публикации, когда это неизбежно, стараясь не нанести автору материала обиды, не ранить его самолюбия;
беречь свою профессиональную репутацию, никогда не заимствуя из арсенала авторов ни идей, ни фактов, не навязывая создателю произведения своего соавторства (за исключением случаев, когда такое соавторство в интересах дела необходимо).
Теперь наша задача — представить ряд норм, регламентирующих отношения «журналист — коллеги». Сложность состоит в том, что фактически тут действуют два вида нормативов: профессиональные моральные нормы и нормы служебной этики, и это надо учитывать.
Итак, основные нормы данного ряда:
уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других общественных организаций, рассматривая профессиональную солидарность как условие стабильности и надежности положения журналиста в обществе;
заботиться о престиже профессии, не допуская уголовно наказуемых деяний и действий, наносящих ущерб авторитету журналистики: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста; не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов и не писать «заказных статей» в угоду чьим-то корыстным интересам; избегать отступлений от требований права и морали в личной жизни;
приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах или попавшим в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем-либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;
уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на такое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив оказывается способен к оптимальному функционированию;
заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, основанного на честности и добропорядочности отношений, взаимопонимании и взамовыручке, содействии друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;
уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание), а тем более плагиата;
уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам.
Нам осталось рассмотреть моральные нормы, призванные регламентировать отношения «журналист — власть». Этические требования здесь таковы:
проявлять уважение к власти как важному социальному институту, предназначенному осуществлять управление общественным организмом;
оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом;
отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней;
отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя ее открытости и доступности для конструктивной общественной критики;
разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного секторов, добиваясь совершенствования системы общественного управления;
опровергать фактами заявления представителей властных структур, утверждения политиков, не соответствующие действительности и вводящие людей в заблуждение
заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях, проявляя вежливость и корректность, не отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных представителей.
Как видим, правовые и этические нормы, а также слагаемые профессионального мастерства перекликаются, а нередко полностью совпадают. Таковы особенности журналистской деятельности.
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов