logo
fedotova_tipsmi

1.3. Качественная и массовая пресса

Разграничение прессы мнений (качественной, элитар­ной) и прессы новостей (массовой, популярной) пришло из западной теории и практики массовой информации и прижилось в России в последние годы. Это комплексная типологическая характеристика издания, включающая в себя особенности проблематики, аудитории, стиля, оформления изданий. Традиционно пресса мнений имеет сравнитель­но более узкую аудиторию, а пресса новостей — более ши­рокую, массовую. Однако качественный состав аудитории прессы мнений показывает уровень доверия к ней. Так, качественную прессу читают политики, бизнесмены, топ-менеджмеры и менеджеры среднего звена на предприятиях, т.е. публика, принадлежащая к элите и среднему классу общества. Известно, что парижскую газету «Le Monde», в которой материалы проходят тройной контроль на дос­товерность, университетские преподаватели и студенты использу­ют наряду с официально признанными учебниками. Также в социологических опросах публика отдает предпочтение именно качественной прессе, ее авторитет в обществе выше, чем у массовой прессы.

Качественной прессе свойственны аналитичность в подаче материала, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций, надежность фактов и мнений. Как основной элемент оформления газеты используются текстовые материалы, фотоиллюстраций немного.

Напротив, согласно американскому «Словарю языка средств массовой информации США», популярная пресса — это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения; «желтая» журналистика — это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголов­ками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «кар­тинок» — стойкий признак их дизайна5.

Массовую прессу подразделяют на бульварную и желтую. Под бульварными изданиями понимается развлекательная пресса, рассчитанная на чтение на досуге с занимательными историями, многообразными конкурсами, юмором и т.д. А желтая пресса рассчитана на потребление читающей публикой сенсаций, часто добытых любой ценой, без опоры на точность фактов и этику журналистской профессии.

Не стоит думать, что границы между качественной и массовой прессой непроходимы. В связи с повышенным спросом на массовые издания происходит усиление анали­тичности некоторых бульварных изданий и «облегчение» серьезности элитных качественных газет. Так, «Комсомольская правда» с течением времени из качественного СМИ превратилась в массовую, а откровенно бульварный «Московский комсомолец» стал публиковать больше аналитических, «расследовательских» материалов.

Первая буль­варная газета в России «Петербургский листок» начала выходить в 1860-х годах. Её номера открыва­лись информационными подборками, а не громоздкими статья­ми, как в солидных изданиях. Весьма популярными в дореволюционной России среди городских мещан, мелкие служащих, чиновников, ра­бочих также стали «Петербург­ская газета», «Московский листок», «Газета-копейка», бла­годаря легкому стилю, сенсационным сплетням, вульгар­ным шуткам и значительному объему рекламы. Кстати, именно «Газета-копейка» начала публиковать тематические приложения, что стало сегодня очень популярным у современных российских изданий.

Неспособность газетных ком­паний привлекать рекламу вызвала к жизни разнообразие реклам­ных и рекламно-информационных изданий, востребованных массовым потребителем – «Экстра-М», «Центр плюс», «Из рук в руки». В Омске сегодня этот сегмент рынка СМИ представлен газетами «Новый курс», «Омский домовой» и др. бесплатными изданиями, рассчитанными на максимальный охват аудитории города. У газеты «Новый курс» самый высокий тираж в городе – 250 тысяч экземпляров.