Введение
Любой студент специальности «связи с общественностью», открывая эту книгу, наверняка задается вопросом: для чего мне, специалисту в смежной области деятельности, изучать журналистику и технологию создания журналистского произведения? Вот краткий ответ на этот резонный вопрос:
чтобы профессионально оценивать мастерство тех журналистов, с которыми приходится работать любому специалисту по СО;
чтобы, когда понадобится, уметь работать вместо журналиста, готового принять к публикации материал о деятельности организации, которую вы представляете, но не готового работать над его созданием. От качества этого материала, его соответствия канонам журналистики, зависит его дальнейшая судьба – посчитает ли возможным редакция опубликовать этот материал;
чтобы «влезть в шкуру журналиста» и понимать его требования к «пиарщику»;
и не в последнюю очередь, чтобы в рамках этого курса приобрести еще одну нужную на рынке труда специальность.
Для тех, кто уже имеет опыт в журналистике, это пособие – теоретическое обобщение известных вещей. Познакомившись с материалом, изложенным здесь, они смогут закрепить выработанные практические навыки, найти объяснения, почему нужно поступать так, а не иначе. Например, почему так важно писать интервью по канонам интервью, а информацию – по канонам информации. И где заканчиваются эти самые каноны, что можно привнести в журналистский текст, чтобы повысить степень индивидуальности автора? Те, кто задавал себе вопрос – почему материал не принят к публикации – тоже найдут ответ в этом пособии.
Всю изложенную здесь теорию, применяя ее на практике, вы будете переосмысливать и, конечно, что-то в ней изменять «под себя», критиковать. Это полезно, поскольку критичность и критический ум – одна из составляющих журналистского и «пиаровского» мышления. И еще – тем самым вы будете развивать теорию, которая не в последнюю очередь строится на анализе практики конкретных журналистских публикаций.
Когда говорят о месте журналистики в социуме, часто употребляют выражение «четвертая власть», т.е. власть, действующая в обществе наряду в законодательной, исполнительной и судебной. История формирования специальности свидетельствует о том, что СМИ на протяжении столетий выступают как медиатор (посредник) между социальными силами, создающий динамическое равновесие между выражением интересов разных социальных сил при помощи общественной дискуссии. Немаловажно при этом насколько точно понимают СМИ потребности и интересы аудитории. Существует ряд методик для активизации аудитории СМИ: работа редакции с почтой, проведение читательских конференций, анкетирование аудитории и др., о которых пойдет речь в соответствующей главе данного пособия. Эффективная работа СМИ предполагает также в качестве обязательного условия создание благоприятного микроклимата внутри самого редакционного коллектива: установки на творческое взаимодействие с коллегами, обучение молодых журналистов более опытными коллегами, помощь в определении журналистской специализации.
Как же журналист выполняет свои профессиональные обязанности? Какие творческие ресурсы при этом использует? Технология создания журналистского произведения – одна из основных составных частей данного курса. В основе создания любого журналистского произведения лежит сочетание творческих и нетворческих моментов. Журналистика не является творчеством в чистом виде, она с необходимостью предполагает и «ремесленные» моменты, общепринятые методы работы: способ общения с источником информации, формы познавательного процесса, методы анализа полученных фактических данных и др. Эти приемы, сумевшие за период существования журналистики как профессии стать универсальными, значительно облегчают и оптимизируют творческий процесс.
С чего начинается журналистское творчество? В пособии есть ответ и на этот вопрос. Но, отвечая на него, необходимо иметь в виду, что журналист не просто занимается сбором актуальной информации и предоставлением ее аудитории, но и предоставляет для обсуждения на страницах газет, в теле- и радиоэфире актуальные общественные проблемы, делает попытки решить их средствами журналистики.
Качественно и в срок собрать нужный материал, проанализировать и интерпретировать его – только половина пути к созданию журналистского произведения. Как представить материал в СМИ, чтобы он был интересен аудитории? Конечно, каждый текст неповторим, но, овладев приемами построения схожих по жанровым и стилевым характеристикам текстов, автор может создавать более качественные произведения.
К моменту написания текста у журналиста имеется не просто сумма данных, которые он собирается изложить в тексте, а складывается собственное понимание, целая концепция изученной им ситуации. В этой концепции центральное место занимает идея будущего текста.
При рассмотрении тем этого раздела нужно обратить особое внимание на представленность в тексте темы и идеи журналистского произведения. При этом нужно помнить, что тема включает не только описание реального конкретного события или конкретной ситуации, но и масштабную общественную проблему, под углом зрения которой эта ситуация и рассматривается журналистом.
Тема и идея составляют как бы каркас текста, это основа, на которой он строится. Средствами внутренней организации текста также являются композиция, монтаж, интертекстуальные включения, использование образно-эмоциональных языковых средств. О том, как их эффективно использовать, также рассказывается в этом пособии.
Наиболее распространенной классификацией журналистских текстов является классификация их по жанровому признаку. В этой связи обычно выделяют три основных группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Необходимо обратить особое внимание на специфику текстов каждой из групп жанров: в основе текстов информационных жанров лежит новость, факт; главным компонентом аналитических жанров является анализ новости в ряду других, сопоставление разных общественных явлений и выявление общественных проблем; основой текстов художественно-публицистических жанров является образ, типизируя который журналист также ставит проблемы общественного бытия.
В процессе журналистского творчества особое место занимает техника. Даже собственно производство массовых информационных потоков не было возможно до возникновения технических способов тиражирования – изобретения печатного станка. Тем более невозможно без опоры на технику осуществление теле– и радиовещания. При изучении тем этого раздела нужно обратить особое внимание на использование в повседневной практике работника редакции техники, без которой сегодня журналисту уже не обойтись: телефона, диктофона, фотоаппарата, электронной записной книжки и т. д. Особое значение приобретает сегодня умение журналиста работать в Интернете. Причем речь идет не только о поиске информации, но и о создании редакционных и персональных Web-сайтов. Появилась особая высокотехнологичная отрасль журналистики – Интернет-журналистика, в которой будущему специалисту по связям с общественностью необходимо ориентироваться точно также как и в журналистике традиционной, уметь определять надежные источники информации в Сети, максимально эффективно использовать поисковые системы и базы данных.
Пусть напутствием желающим изучать журналистику станет высказывание И.М. Дзялошинского, председателя Совета директоров Независимого Института Коммуникативистики, президента Правозащитного Фонда «Комиссия по свободе доступа к информации»: «Наука о журналистике увеличивает степень творческой свободы журналиста».
- Введение
- Раздел I. Типология сми и тенденции трансформации системы средств массовой информации
- Глава 1. Типологическая характеристика сми
- 1.1. Территориальная характеристика
- 1.2. Классификация сми в зависимости от учредителя и аудитории
- 1.3. Качественная и массовая пресса
- 1.4. Издательские характеристики
- Вопросы и задания
- Глава 2. Система сми и ее трансформация
- 2.1. Элементы современной системы сми
- 2.2. Развитие типологический системы сми
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел II. Основы журналистского творчества
- Глава 3. Журналистика как профессиональная деятельность
- 3.1. История становления журналистики как специальности
- 3.2. Специфика журналистики как информационно-коммуникационной деятельности
- 3.3. Особенности личности журналиста
- Различия текстов некоторых специальностей информационно-коммуникативной сферы
- Вопросы и задания
- Глава 4.Творческий процесс в журналистике
- 4.1. Особенности журналистики как рода творчества
- 4.2. Виды творчества в журналистике и структура творческого процесса
- Вопросы и задания
- Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
- 5.1. Общие методы журналистики
- 5.2. Специальные и частные методы журналистики
- 5.3. Соотношение метода и элементов творческого процесса журналиста
- Этапы творческого процесса и методы журналистского творчества
- Метод и жанр
- Вопросы и задания
- Глава 6. Познавательная деятельность журналиста
- 6.1. Роль познавательной деятельности в творчестве журналиста
- 6.2. Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
- 6.3. Формы познавательного процесса
- 6.4. Работа с источником информации
- 6.5. Метод наблюдения в журналистике. Эксперимент как разновидность наблюдения
- 6.6. Беседа (интервью) как метод изучения ситуации
- 6.7. Беседа в условиях конфликта
- 6.8. Технология использования социологических методов в журналистике
- 6.9. Работа с документами
- 6.10. Биографический метод в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 7. Журналистский текст как феномен
- 7.1. Особенности журналистского текста
- 7.2. Критерии оценки качества текста
- 7.3. Тема и идея, форма и содержание журналистского текста
- Вопросы и задания
- Глава 8. Жанры журналистики
- 8.1. Определение жанра
- 8.2. Группы жанров в журналистике
- Вопросы и задания
- Глава 9. Информационные жанры журналистики
- 9.1. Информационная заметка
- А нтона ботева посеребрили
- Ч уть не попал на собственные похороны, но свидетельство о своей смерти получил
- К эмерон Диас осталась одна?
- С оветы «Телесемь»
- 9.2. Репортаж
- А вангард идет на подвиг
- Сегодня – последний матч финала?
- 9.3. Интервью
- 9.4. Отчет
- Гостиница «Омск» увеличит уставный капитал более чем в четыре тысячи раз
- Вопросы и задания
- Глава 10. Аналитические жанры журналистики
- 10.1. Корреспонденция
- М ятежный дом
- 10.2. Комментарий
- Иностранцев не пущать?
- 10.3. Рейтинг
- В злетали музы, и падали лифты
- Стабильные взлеты
- Г оворите и цитируемы будете
- Чиновников – в лиды, Владимиров – в заголовки
- Пляжи, жаркие для мэрии
- Как чп увд раскусили
- 10.4. Рецензия
- М адам лопахина и вечный студент ...Недотепы...
- 10.5. Статья
- К то отведет от них беду?
- Уровень беспризорности
- Удержать у опасной черты
- В есенне-летнее обострение
- Стадное чувство
- Послесловие
- С толичный переезд
- Б изнес следует за властью
- Г ромов предлагает переехать из Москвы
- Екатеринбург хочет стать столицей Евразии
- «Белая могила» Казахстана
- 10.6. Публицистическое обозрение
- Г азеты от власти не заметили роста тарифов на проезд в городском общественном транспорте
- 10.7. Открытое письмо
- 10.8. Журналистское расследование
- Строптивые «премьеры»
- Автор кто будет?
- 10.9. Прогноз
- 10.10.Версия
- Первый военный переворот в ссср: неудача с последствиями
- Ц ентр разработки переворота
- Причины переворота
- Причины неудачи переворота
- Некоторые последствия неудачи переворота
- Вопросы и задания
- Глава 11. Художественно - публицистические жанры журналистики
- 11.1. Зарисовка
- В от такой он, Омский Север
- 11.2. Очерк
- Б удеркин – он такой один!
- Человек - эпоха
- Д иректором надо родиться
- Уроки современной бюрократии
- М ихаил, ты не прав!
- «Матадор» - отдельная тема
- Решения нужно принимать быстро
- Н аследники
- Н аш человек в Буэнос – Айресе
- Впору бы голодать…
- Работа по-аргентински
- О собенности национального быта
- Ностальгия по-русски
- 11.3. Фельетон
- Р азойдись, а то… куплю!
- 11.4. Памфлет
- Ч то такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
- 11.5. Эссе
- К ультура, религия и традиции в современном мире
- Вопросы и задания
- Глава 12. Технологический фактор в деятельности журналиста
- 12.1. Оперативные средства связи и средства фиксации информации в журналистике
- Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- 12.3. Особенности журналистского труда на радио
- 12.4. Особенности работы на телевидении
- 12. 5. Особенности работы журналиста в информационном агентстве
- 12.6. Особенности журналистского труда в компьютерных сетях
- Вопросы и задания
- Глава 13. Правовая и этическая культура журналиста
- 13.1. Нормы права в журналистике
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- 13.2. Этика журналиста
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Раздел III. Организация работы редакции
- Глава 14. Редакционный менеджмент
- 14.1. Определение редакционного менеджмента
- 14.2. Менеджмент и управление редакцией
- 14.3. Системная и ролевая структура редакционного коллектива
- 14.4. Методы управления редакционным коллективом
- 14.5. Моделирование в работе редакции
- 14.6. Планирование
- 14.7. Координация редакционной деятельности
- 14.8. Нормирование и контроль в деятельности редакции
- 14.9. Составляющие имиджа газетного издания. Формирование выпуска газеты
- 14.10. Графическая модель издания
- 14.11. Массовая работа редакции
- 14.12. Работа с письмами читателей
- Вопросы и задания
- Глава 15. Основы редакционно-издательского маркетинга
- 15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга
- 15.2. Зависимость деятельности газеты от внешней среды
- 15.3. Изучение возможностей продвижения на рынок
- 15.4. Планирование редакционно-издательского маркетинга
- Вопросы и задания
- Темы докладов по разделу
- Список рекомендуемой литературы к разделу
- Контрольные тесты по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
- Методические указания по выполнению домашних заданий по «Теории и практики массовой информации» к разделу «Основы журналистики»
- Домашнее задание № 2. Рецензия
- Список рекомендуемой литературы
- Домашнее задание № 3
- 5 Декабря в Доме журналиста состоялось итоговое заседание жюри конкурса «Хрустальный апельсин».
- Образец оформления отчетных материалов
- Очередной попсовый клип про войну
- Информационная заметка для массовой прессы Тайна «Хрустального апельсина»
- Информационная заметка для спортивной прессы «Рождественский полумарафон» как pr-проект
- Информационная заметка для журнала Будь уникальным!
- Информационная заметка для столичного издания в «Эрмитаже» новый фрукт… «Хрустальный апельсин»
- Информационная заметка для регионального издания Растет «Хрустальный апельсин»
- Деловая игра «Репортёры» и «аналитики»
- Приложения
- По сути застенчивая
- Закон российской федерации о средствах массовой информации
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Международные принципы журналистской этики Принцип I. Право людей на получение истинной информации
- Принцип II. Верность журналиста объективной реальности
- Принцип III. Социальная ответственность журналиста
- Принцип IV. Профессиональная честность журналиста
- Принцип IX. Устранение войны и других зол, противостоящих человечеству
- Принцип X. Содействие новому международному порядку в области информации
- Омское медиасообщество
- Омское медиасообщество
- Положение о сертификации печатных сми
- Рейтинг телеканалов