logo
fedotova_tipsmi

15. 1. Определение редакционно-издательского маркетинга

Под маркетингом91 (от англ. Market — рынок) понимают особый вид деятельности, целью которой является изучение и обеспече­ние продвижения товаров и услуг к их потребителям — на рынок, его исследование и получение информации, определяющей изменение процесса производства. Однако в такой специфической области человеческой деятельности как журналистика, маркетинг приобрета­ет особые черты. Журналистика сочетает духовное производство с материальным. Продуктом духовного производства является журналистская информация. Продукция материального производства — материальные носители журналистской информации — выпуски газеты, журнала или другого периодического издания. Поступая на рынок, эта продукция становится товаром и услугой, кото­рые покупает их потребитель — читатель.

Исходя из этого, редакционно-издательский маркетинг можно определить как особый вид профессиональной деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение его существования и на удовлетворение информационных потребностей его читателей.

Таким образом, у редакционно-издательского маркетинга три основных цели. Первая — удовлетворение информационных потребнос­тей и запросов читателей периодического издания. Вторая — созда­ние для этого условий продвижения газеты или журнала на рынок. И третья — обеспечение таким образом существования и успешной деятельности газеты или журнала и выпускающих их редакций.

Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга и направле­ния связанных с их решением практических мероприятий. Это изучение читательской аудитории — подписчиков и покупателей газеты. Далее — исследование рынка периодических изданий, на который вышла или должна выйти наша газета. Изучение самой газеты, ее со­ответствия требованиям рынка и особенностям читательской аудито­рии. И, наконец, изучение редакции, процесса подготовки, производ­ства газеты, а также ее материально-технической базы, необходимо­сти и возможности их изменений.

Однако для того, чтобы организовать процесс маркетинга и до­биться в этой области запланированных результатов, необходимо ясно представлять себе разные аспекты рынка, в котором теперь находится ваша газета или журнал.

Рынок, в который попадает любое периодическое издание, раз­деляется на две части. Первая — это рынок ресурсов, без которых невозможно издание газеты. К ним относятся: финансовый рынок, рынок рабочей силы, издательский рынок, технический рынок, рынок материалов, рынок информации и идей, рынок распростра­нителей. Во вторую часть входят: рынок периодических изданий и читательская аудитория — рынок потребителей информации. Все это — внешняя среда, которая окружает редакцию и периодическое издание.

При изучении всех этих аспектов рынка приходится учитывать воз­действие множества различных факторов. Некоторые из них можно контролировать со стороны редакции. Например, контролю ее руко­водителей поддается процесс изменения содержания и оформления газеты, ее тиража и периодичности выхода. Однако другие факторы, влияющие на рынок, контролю со стороны редакции не поддаются. Например, цена газетной бумаги или типографских работ, действия конкурирующих изданий. Во многом неконтролируемыми являются и проявле­ния финансового фактора, связанного с рынком капиталов.