logo
fedotova_tipsmi

10.1. Корреспонденция

Тексты этой группы объединяет стремление публициста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации (так называемая актуализация проблемы), а с другой – возникшую проблему проанализировать и дать оценку описываемым фактам, проследить их перспективу. Оперативный повод, таким образом, как бы уходит в тень, уступая место сформулированной автором проблеме, а описание фактов сменяет их логико-рациональный анализ. В жанрах этой группы могут быть использованы факты, уже известные аудитории из информационных сообщений: заметка о театральной премьере, например, как правило, опережает рецензию на спектакль, а информационная заметка о событии – комментарий к нему. В центре повествования аналитических жанров находится система рассуждений публициста. Журналист привлекает разнообразные источники информации, сопоставляет точки зрения, подчас цитирует словари и справочники, официальные документы для доказательства своих мыслей. Стилистика аналитических текстов, сохраняя черты индивидуального языка публициста, тяготеет к научному изложению проблемы.

Журналисты российской прессы знали понятие «корреспонденция» уже в XVIII в. Но в это время корреспонденциями называли любые публикации газетной и журнальной периодики (заметки, письма читателей, отчеты и т.д.). Лишь в конце XIX в. это понятие стало связываться с определенным жанром.

Корреспонденция – это аналитический жанр, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом действующих лиц, а также предлагающий варианты решения этой проблемы.

виды корреспонденции: оперативная (написанная по оперативному поводу, например, рейды журналистов совместно с сотрудниками милиции с целью привлечения внимания общественности к негативным явлениям действительности) и проблемная (в которой учитывается система долго действующих факторов, не находящих разрешения).

Цель корреспонденции – дать представление о событии (как правило единичном, конкретном) или проблеме локального характера и дать им истолкование, оценку. Она, как и материалы информационных жанров, содержит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя и наблюдение, и фрагменты каких-то выступлений, и авторский пересказ происходившего. Однако эта информация только вводит в курс проблемы и является поводом для основной части корреспонденции – истолкования события или проблемы, лежащей в ее основе.

Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. А.А. Тертычный считает, что двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием60. Но между аналитической корреспонденцией и комментарием есть существенное различие.

Оно заключается в том, что «первоисточником» сообщения для аудитории о каком-то явлении, событии (которое затем истолковывается) в корреспонденции всегда является автор публикации. Он же интерпретирует происшедшее, опираясь при этом на мнения участников и свидетелей события, на свои собственные непосредственные наблюдения. Комментарий же всегда публикуется по следам уже известного данной аудитории (например, из оперативного информационного сообщения) события. При комментировании истолкование события основывается в большей мере на других известных фактах или относительно общих мнениях, предположениях, оценках, которые чаще всего высказывает авторитетное для аудитории лицо, специалист-эксперт.

Корреспонденция отличается также и от статьи.

Цель статьи — обосновать авторское мнение по поводу какого-то общезначимого явления, процесса, ситуации, имеющих место в жизни общества. Поэтому предметом статьи являются не отдельные факты, события или явления, а те закономерности, которые их порождают. При этом приводимые факты, обсуждаемые события, явления служат аргументами для обоснования авторской позиции. В корреспонденции же речь идет о каком-то одном событии. Оно всесторонне обсуждается, выявляются его качества, ему выносится оценка, прогнозируется его развитие, указываются его причины.

Таким образом, центральным предметом корреспонденции является один значительный факт или проблема, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.

Отличие корреспонденции от статьи носит также и лексико-стилистический характер. Основа корреспонденции – логико-эмоциональный монолог автора. Статья – более отстраненный жанр, где автор может излагать мысль внешне более бесстрастно – эмоциональность здесь заключается в развитии логики статьи, системе доказательств и т.п.

Принципиальная задача автора корреспонденции – на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы.

Анализ текстов корреспонденции показывает, что само обращение к проблеме, ее изложение несут в себе зерна анализа. Отбор фактов, их сопоставление, умелое выстраивание проблемной цепочки уже есть анализ. Автор обобщает факты, в локальной области действительности (скажем, на отдельном предприятии), выявляет тенденции развития проблемы, вносит конструктивные предложения.

Жанровые признаки корреспонденции:

– предмет исследования корреспонденции – отдельная ситуация в ее проблемном целом;

– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации;

– аргументация носит не столько теоретический характер, сколько прямо вытекает из наглядных примеров, из обобщения описываемых фактов;

– явно или неявно функционирующая логическая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.

– обобщение – следствие сопоставления конкретных фактов, описанных и объясненных журналистом (в очерке и фельетоне обобщение – образ, в статье обобщение – результат умозаключения).

Приведем пример для иллюстрации теоретических положений: